Эту замечательную выставку я видела в Нижегородском государственном художественном музее летом 2025 года. Это - про искусство резьбы по дереву. А ещё - о зрительном воплощении философских идей и научных концепций - пусть даже самых сложных.
Древняя традиция - и природа, история, философия? Судите сами.
"Рождение Вселенной" (2015):
"Рождение первого атома, лучезарно высекающегося из материи в знак торжества будущей жизни" (Здесь и далее комментарии по материалам выставки).
"Сотворение мира" (2019):
Интерпретация библейского сюжета. "Крестообразные красно-золотые лучи внедряются в водяную сферу. Горячая божественная длань запускает водоворот, разбивая палитру синего на оттенки. Так разделяются небо и вода".
"Сотворение человека" (2019):
"Так был создан Человек. Осязаемое пространство рельефа будто бы состоит из кровяных телец, которых упорядочивают божественные золотые лучи. Живая материя структурируется - становясь плотью, стремящейся к образу своего создателя".
"Аллюзия" (2022):
"Отражение глаза, вмещающее в себя всё прекрасное, что создано Богом и когда-либо сотворено людьми. Вечно прорастающие деревья и перерождающаяся природа, символы древних цивилизаций, сакральная геометрия...Творец наделил человека своей уникальной силой видеть - и наслаждаться могущественной Вселенной, в основе которой лежат доброта и гармония. Но любой ли человек видит это? Мы являемся частью божественного порядка и несём в мироздание то, что видим".
"Иллюзия"(2022):
"Глаза, подобные глазу Творца - это не люди. Тысячи, миллионы, миллиарды. Внешне они одинаковые, но при этом же - сколько в мире взглядов, столько и мнений... Господь наделил людей глазами, но каждый человек видит истину по-своему - и ошибается. Таковы люди, непредсказуемые, неидеальные, сотканные из плоти и крови".
"Творец. Всевидящее око" (2020):
"Огромный глаз смотрит на зрителя спокойно и властно. Это взгляд Творца, осуществившего свой замысел сотворения мира. Сила Его настолько мощная, что не позволяет скрыться от Его взгляда ни единой песчинке, что уж говорить о человеке..."
"Ностальгия" (2024):
Подробнее о художниках.
Азбуханов Рашид Шамагонович (1955 г. Горький) - художник декоративно-прикладного искусства и иконописец. Заслуженный художник Российской Федерации, почетный член Российской Академии Художеств, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2013 г. Член Союза художников России с 1998 года.
"Ангел-хранитель. Ход времени" (2015):
В 1986 году окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. Васнецова (отделение «Художественная обработка дерева»). С 1985 года работает в церкви, изготовляя иконостасы и церковную утварь.
"Зимнее солнцестояние" (2016):
Азбуханова Инесса Ивановна 1961 г. Могилёв, Беларусь) - художник декоративно-прикладного искусства, иконописец.
Заслуженный художник Российской Федерации Почетный член Российской Академии Художеств Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2013 г. Член Союза художников России с 2000 года.
"Летний солнцеворот" (2016):
В 1982 году окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище им. Васнецова (отделение «Керамика»). Начало творческой работы с 1997 года.
"Нижегородский кремль" (2024):
В творческом дуэте Рашиду принадлежит роль резчика по дереву, а Инесса выполняет роспись и эскизы.
"Поток Изобилия" (2014):
"Сияющие образы сливаются в единый энергетический поток, который знаменует богатство и многообразие жизни".
"Первый снег" (2022):
"Пространство рельефа заполнено обилием уникальных по цвету и размеру снежинок, которые искусно наслаиваются друг на друга в момент снегопада. Первый снег переливается и растворяется в многообразии оттенков белого цвета. Так Азбухановы символично представляют зрителю очищение и обновление мироздания".
"Семья" (2004):
"Путешествие на восток. Восточный ковёр" (2024):
"Путешествие на восток. Песочные часы" (2024):
"Путешествие на восток. Караван. Город" (2025):
"Путешествие. Турция. Танец Дервишей" (2018):
"Путешествие на восток. Оазис" (2025):
"Путешествие на восток. Караван. Ночь", (2025):
"Путешествие. Корфу (2016):
А вот из истории России и мира. Художники разработали особый ритмический строй, чтобы изобразить своё видение России и мира в ХХ веке.
"1913. Россия. 300 лет дома Романовых" (2013):
"В центре композиции графический архитектурный цветок знаменует расширение духовных, интеллектуальных и географических рубежей, а также взаимосвязь с другими народами и культурами".
"1914. Первая мировая война" (2011):
"В основе композиции георгиевский крест с гранями в виде золотых лучей. А вся композиция представляет собой оригинальную версию картуша с символами воинской доблести, совмещающие героическое и мемориальное начала. Цвета обретают дополнительное свойство трагического ощущения пролитой крови и огромных жертв Первой мировой войны".
"1917. Россия. Революция" (2011):
"Серп и молот, гирлянды пурпурных транспарантов, планетарные сферы, разрушенный крест. В центре, словно на празднично оформленной площади, перекрестье четырёх колосьев. Это память о миллионах погибших в Гражданской войне".
"1939. Лик войны" (2013):
"Апокалипсис ХХ столетия. Драматичный колорит, агрессивные колкие формы, зашифрованная свастика"...
"1940. Москва" (2012):
"Страна, полная надежд на светлое будущее, охваченная энтузиазмом строительства социализма. Уверенность, что "врага разобьём малой кровью" показывает ложные иллюзии предвоенного времени в СССР".
От себя добавлю: здесь нет кремлёвских башен, но сразу догадываешься, что это именно Москва...
"1945. Победа" (2012):
"Фон формируют ряды маленьких крестов и зелёных звёзд, символизирующих погост, как память о салюте Победы, а также о миллионах погибших".
"1961. Полёт человека в космос" (2013):
Сферическая композиция напоминает шлем космонавта. Видите здесь улыбку Гагарина?
"СССР" (2015):
Много красного и колкого, устремляющегося, как в вихре, в центр, где горит символ социализма.
"1985-1991. Россия. Перестройка" (2013):
Главное "действующее лицо" здесь - пила, которая пилит вековые деревья. Вон, торцы торчат...А красная звезда искривилась...Вместо неё встаёт звезда золотая. Множество элементов автономны, пляшут - кто в лес, кто по дрова.
"1989. Берлинская стена" (2013):
Мне видится здесь не просто скрещенье звёзд, но и намёк на гэдээровский герб.
"2000. Миллениум" (2013):
Встают над миром ромбические радуги, знаменуя начало нового тысячелетия.
"Москва сквозь века" (2016):
так оно и есть: сквозь бури войн и перестройки - и что бы ни случилось дальше - Москва пройдёт сквозь века, оставаясь собой.
Надеюсь.
"Эти художники наводят мосты между духовными традициями и говорят нам сегодня о правде и красоте, побуждая нас к ещё большему пониманию глубокого смысла существования ценностей...Идя по дороге диалога, их произведения становятся многоязычными, чтобы говорить с нами языком искусства, доброты и красоты, заложенных в каждом из нас". (Кардинал Пауль Пупард, президент Папского совета по культуре, Ватикан, 2004).
Почитая орнамент как основу своего искусства, Азбухановы превратили его узоры в символ духовной радости, которую излучают созданные ими образы.
А ведь они ещё создают и церковную утварь. Иконы...
Продолжение следует!