Найти в Дзене
Oriental Mos Gallery

Кадомацу 門松 - аналог "Новогодней ёлки" в Японии?

Кодомацу (門松, "сосна у входа") — традиционное японское новогоднее украшение-талисман, которое ставят у входа в дом, лучше - парами по обе стороны, в период Нового года. Оно призвано приглашать Тосигами-сама (年神様) — божество года, приносящее удачу. Корни этой традиции достаточно древние и уходят во времена Хэйан (VIII–XII вв.): изначально сосны (вечнозелёные, символ долголетия и жизненной силы) ставили у входа храмов в качестве обозначения "священного места" (ёрисиро) для привлечения в них божеств ками. Позже к сосне добавили бамбук ( символ быстрого роста и прочности) и сливу (раннее цветение, стойкость к холоду), формируя композицию "сётикубай" (松竹梅) — три символа удачи, известную по более раннему китайскому образцу «Три Друга Холодной Зимы». В период Эдо ( XVII–XIX вв.) установка кодомацу стала массовой традицией, которой следовали все слои населения. Сама композиция приобрела стандартизированный вид, образ которого угадывается и в тех кодомацу, что мы видим сегодня: Традиционно «
Оглавление
"Для встречи года лошади" / автор композиции кодомацу - Ольга Лапшина
"Для встречи года лошади" / автор композиции кодомацу - Ольга Лапшина

Кадомацу (門松, "сосна у входа") — традиционное японское новогоднее украшение-талисман, которое ставят у входа в дом, лучше - парами по обе стороны, в период Нового года. Оно призвано приглашать Тосигами-сама (年神様) — божество года, приносящее удачу.

Корни этой традиции достаточно древние и уходят во времена Хэйан (VIII–XII вв.): изначально сосны (вечнозелёные, символ долголетия и жизненной силы) ставили у входа храмов в качестве обозначения "священного места" (ёрисиро) для привлечения в них божеств ками.

Позже к сосне добавили бамбук ( символ быстрого роста и прочности) и сливу (раннее цветение, стойкость к холоду), формируя композицию "сётикубай" (松竹梅) три символа удачи, известную по более раннему китайскому образцу «Три Друга Холодной Зимы».

Ольга Лапшина и ее современное прочтение кодомацу в стиле икэбаны школы Согецу.
Ольга Лапшина и ее современное прочтение кодомацу в стиле икэбаны школы Согецу.

В период Эдо ( XVII–XIX вв.) установка кадомацу стала массовой традицией, которой следовали все слои населения.

Сама композиция приобрела стандартизированный вид, образ которого угадывается и в тех кодомацу, что мы видим сегодня:

  • три побега бамбука разной высоты - символизируют небо, человека и
  • землю; а также – лестницу, по которой божество года спускается в дом
  • к ним добавляли сосновые ветки и верёвку из рисовой соломы (симэнава) с бумажными полосками (сидэ).

Символика элементов, из которых состоит традиционная «кадомацу»:

Кодомацу в "Первая Московская Галерея Восточной Живописи" для встречи 2026 года.
Кодомацу в "Первая Московская Галерея Восточной Живописи" для встречи 2026 года.
  • Сосна (мацу): Долголетие и выносливость.
  • Бамбук (такэ): Быстрый рост, гибкость, но крепость при встрече с трудностями.
  • Слива (умэ): Новое начало, красота и стойкость к холоду.
  • Сименава (рисовая соломка): Очищение пространства, защита от зла.
  • Папоротник, мандарины, водоросли: Добавляются для пожеланий изобилия, здоровья и счастья.

Когда можно ставить Кадомацу, а когда ее уже нужно убрать?

Традиционно «Сосна у входа» устанавливается после 13 декабря (день начала подготовки к Новому году — сусэри-ити) или 28–30 декабря.

При этом, японцы избегают 29 и 31 числа:

29 созвучно "двойному страданию", а установка 31-го считается "однодневным украшением", что можно прочесть как неуважение к божеству года: «Забыл – так забыл, в следующем году подготовься лучше».

Убирают в Японии кодомацу 7 января, после праздника Нанакуса, или 15 января — в регионах, сохранивших старый календарь.

кадомацу в "Первая Московская  Галерея Восточной Живописи" для встречи 2022 года (Выставка икэбаны школы Согецу "Счастье в дом", Урана Куулар)
кадомацу в "Первая Московская Галерея Восточной Живописи" для встречи 2022 года (Выставка икэбаны школы Согецу "Счастье в дом", Урана Куулар)

Также благоприятным ритуалом считается сжигание кадомацу в храмах Синто – это наилучшие проводы божества прошлого года.

Современный мир диктует свои условия и поэтому, неизбежно, многовековая традиционная форма кадомацу тоже меняется:

  • В японских городах, которые широко известны своими крошечными квартирками, используют миниатюрные или искусственные кадомацу.
  • Дизайн композиций тоже адаптируется, согласно региональным особенностям
  • или веяниям моды. Появляются стилизованные версии из металла и
  • пластика, а также - съедобные кадомацу, например, из шоколада.
На фото: кодомацу в "Первая Московская Галерея Восточной Живописи" для встречи 2025 года (Автор композиций: Татьяна Наумова)
На фото: кодомацу в "Первая Московская Галерея Восточной Живописи" для встречи 2025 года (Автор композиций: Татьяна Наумова)

В любом случае, по аналогии с нашей любимой и знакомой ёлочкой, в любом виде кадомацу остается частью системы японских новогодних ритуалов, в которые включены и кагами-моти (рисовые лепёшки), и хамаими (священные стрелы) и такарабунэ (корабль сокровищ).

Все эти символы, как олицетворение «главного праздника», направлены на привлечение благополучия в новом году.

В мифологическом смысле Кадомацу — не просто украшение, а

символические "ворота" между миром людей и миром духов, воплощающие

надежды на обновление и защиту в таком зыбком и пугающем будущем.

В завершении, предлагаем Вам схему наиболее распространенной версии

современной кадомацу, которую каждый автор может дополнить и украсить согласно своему вкусу и пожеланиям:

-7

Счастливого Нового Года!

Пусть японское божество Тосигами-сама (年神様) не обойдет Ваш дом стороной!

-8

____

Автор: Рудина Валерия

(с) "Первая Московская Галерея Восточной Живописи"

Москва, Малый Кисельный пер., 3с2

Надеемся, что это мини-исследование облегчит Ваше путешествие в мир восточного символического искусства и, как обычно, будем рады Вашим реакциям и комментариям!