Кадомацу (門松, "сосна у входа") — традиционное японское новогоднее украшение-талисман, которое ставят у входа в дом, лучше - парами по обе стороны, в период Нового года. Оно призвано приглашать Тосигами-сама (年神様) — божество года, приносящее удачу.
Корни этой традиции достаточно древние и уходят во времена Хэйан (VIII–XII вв.): изначально сосны (вечнозелёные, символ долголетия и жизненной силы) ставили у входа храмов в качестве обозначения "священного места" (ёрисиро) для привлечения в них божеств ками.
Позже к сосне добавили бамбук ( символ быстрого роста и прочности) и сливу (раннее цветение, стойкость к холоду), формируя композицию "сётикубай" (松竹梅) — три символа удачи, известную по более раннему китайскому образцу «Три Друга Холодной Зимы».
В период Эдо ( XVII–XIX вв.) установка кадомацу стала массовой традицией, которой следовали все слои населения.
Сама композиция приобрела стандартизированный вид, образ которого угадывается и в тех кодомацу, что мы видим сегодня:
- три побега бамбука разной высоты - символизируют небо, человека и
- землю; а также – лестницу, по которой божество года спускается в дом
- к ним добавляли сосновые ветки и верёвку из рисовой соломы (симэнава) с бумажными полосками (сидэ).
Символика элементов, из которых состоит традиционная «кадомацу»:
- Сосна (мацу): Долголетие и выносливость.
- Бамбук (такэ): Быстрый рост, гибкость, но крепость при встрече с трудностями.
- Слива (умэ): Новое начало, красота и стойкость к холоду.
- Сименава (рисовая соломка): Очищение пространства, защита от зла.
- Папоротник, мандарины, водоросли: Добавляются для пожеланий изобилия, здоровья и счастья.
Когда можно ставить Кадомацу, а когда ее уже нужно убрать?
Традиционно «Сосна у входа» устанавливается после 13 декабря (день начала подготовки к Новому году — сусэри-ити) или 28–30 декабря.
При этом, японцы избегают 29 и 31 числа:
29 созвучно "двойному страданию", а установка 31-го считается "однодневным украшением", что можно прочесть как неуважение к божеству года: «Забыл – так забыл, в следующем году подготовься лучше».
Убирают в Японии кодомацу 7 января, после праздника Нанакуса, или 15 января — в регионах, сохранивших старый календарь.
Также благоприятным ритуалом считается сжигание кадомацу в храмах Синто – это наилучшие проводы божества прошлого года.
Современный мир диктует свои условия и поэтому, неизбежно, многовековая традиционная форма кадомацу тоже меняется:
- В японских городах, которые широко известны своими крошечными квартирками, используют миниатюрные или искусственные кадомацу.
- Дизайн композиций тоже адаптируется, согласно региональным особенностям
- или веяниям моды. Появляются стилизованные версии из металла и
- пластика, а также - съедобные кадомацу, например, из шоколада.
В любом случае, по аналогии с нашей любимой и знакомой ёлочкой, в любом виде кадомацу остается частью системы японских новогодних ритуалов, в которые включены и кагами-моти (рисовые лепёшки), и хамаими (священные стрелы) и такарабунэ (корабль сокровищ).
Все эти символы, как олицетворение «главного праздника», направлены на привлечение благополучия в новом году.
В мифологическом смысле Кадомацу — не просто украшение, а
символические "ворота" между миром людей и миром духов, воплощающие
надежды на обновление и защиту в таком зыбком и пугающем будущем.
В завершении, предлагаем Вам схему наиболее распространенной версии
современной кадомацу, которую каждый автор может дополнить и украсить согласно своему вкусу и пожеланиям:
Счастливого Нового Года!
Пусть японское божество Тосигами-сама (年神様) не обойдет Ваш дом стороной!
____
Автор: Рудина Валерия
(с) "Первая Московская Галерея Восточной Живописи"
Москва, Малый Кисельный пер., 3с2
Надеемся, что это мини-исследование облегчит Ваше путешествие в мир восточного символического искусства и, как обычно, будем рады Вашим реакциям и комментариям!