Знаете, я никогда особо не парился по поводу цен на машины в разных странах. Ну дороже в Европе, ну дешевле в Китае — понятное дело, там свое производство, налоги другие, логистика. Всё логично.
Но то, с чем я столкнулся в начале декабря, когда поехал к родственникам в Минск на выходные — это просто какой-то глюк в матрице. Или я в параллельной вселенной оказался. Честно, до сих пор не могу переварить.
Текст письма нашего подписчика. Орфография сохранена.
Всё началось с простой прогулки
Приехал я значит в Минск, к двоюродному брату. Он там живет, работает. В первый вечер, после всех объятий, расспросов «как дела-как жизнь», пошли гулять по городу. Ну я не был там лет пять, интересно посмотреть, что изменилось.
Идем мимо автосалона Lada. Ну думаю, зайдём, посмотрим. Сам на Гранте езжу третий год, вот думаю может поменять на что-то посвежее. Заодно узнаю, сколько новая Веста стоит — всё равно везде одни и те же цены должны быть, или близко к тому.
Захожу. Смотрю ценники.
И у меня глаза на лоб полезли.
Lada Vesta, комплектация Comfort — 1 230 000 рублей.
Я аж остановился. Переспросил у продавца:
— Это точно за новую? 2024 года?
— Да, конечно. Хотите тест-драйв?
— Э-э-э... Сейчас, сейчас.
Достаю телефон, лезу в интернет. Открываю сайт Лады в России. Vesta Comfort — 1 525 000 рублей.
Стою, тупо пялюсь в экран. Потом на ценник в салоне. Потом опять в телефон.
Разница почти 300 тысяч рублей. ТРИСТА ТЫСЯЧ, КАРЛ!
Ну думаю, может это какая-то акция? Распродажа прошлогодних? Брак? Битые машины восстановленные?
Спрашиваю у продавца:
— А что, скидки какие-то? Почему так дешево?
Он на меня смотрит как на идиота:
— Какие скидки? Это обычная цена. Вы что, из России?
— Да.
— А, ну вот. У вас там дороже, да. А у нас рынок конкурентный, так что цены адекватные.
Я вышел из салона в каком-то ступоре. Брат спрашивает:
— Ну что, понравилось?
— Слушай, а ты в курсе, что у вас тут Лады в полтора раза дешевле, чем у нас?
— А, ну да. Вроде да. А что такого?
ЧТО ТАКОГО?!
Начинаю копать глубже
Вернулся в гости, и всё думаю — ладно, может я че-то не так понял. Может курс белорусского рубля какой-то странный. Может я в телефоне неправильно посчитал.
Сел за ноутбук, начал разбираться.
И знаете что? Оказывается, это не глюк. Это реальность.
Сейчас, в декабре 2025 года, цены такие:
Lada Vesta Comfort:
- В России: 1 525 000 рублей
- В Беларуси: 1 230 000 рублей
- Разница: 295 000 рублей (почти 24%)
Lada Largus Classic:
- В России: 1 660 000 рублей
- В Беларуси: 1 217 000 рублей
- Разница: 443 000 рубля (!!!) - 36% разница!
Lada Granta Special Edition:
- В России: 1 022 000 рублей
- В Беларуси: 820 000 рублей (по минимальным ценам)
- Разница: 200 000 рублей (почти 25% между ценой в РФ и РБ)
Lada Niva Legend:
- В России: 1 059 000 рублей
- В Беларуси: 925 000 рублей
- Разница: 134 000 рубля (14,5%, но все равно это заметно)
Сижу, смотрю на эти цифры. И в голове никак не укладывается.
Понимаете, если бы Лады собирали в Беларуси — ладно, можно было бы понять. Свое производство, нет затрат на доставку, локализация какая-то. Логично.
Но их там НЕ ПРОИЗВОДЯТ! Их везут из России. Из Тольятти. До Минска. Это дальше, чем до Москвы. Логистика дороже должна быть! Таможня опять же.
А они на 15-35% дешевле.
КАК???
Пытаюсь найти логику
Ладно, думаю, давай разбираться. Должно же быть какое-то объяснение.
Первая мысль: таможня. Может в Беларуси какие-то льготы? Мы ж вроде как в едином экономическом пространстве, ЕАЭС и всё такое.
Гуглю. Читаю.
Оказывается, в Беларуси нет такого утилизационного сбора, как в России. У нас утильсбор на машину с мотором 1-2 литра — 306 тысяч рублей. Это прямо в цену закладывается.
Ну вот. Хоть что-то понятно. Минус 300 тысяч — и примерно паритет получается.
Но стоп. А если я, типа, съезжу в Минск, куплю там Весту подешевле, и пригоню в Россию?
Звоню другу, который в этой теме шарит. Он объясняет:
— Не прокатит. Ты купишь без проблем, тебе документы белорусские дадут. Но когда будешь ставить на учет в России — обломаешься. На границе ЕАЭС тебя заставят заплатить утильсбор. Те самые 306 тысяч. Вся экономия насмарку.
Эх. А я уж обрадовался.
И тут я нахожу комментарий АвтоВАЗа
Начинаю читать новости, интервью. И вот нахожу свежее — буквально от 16 декабря 2025 года.
Глава АвтоВАЗа Максим Соколов дал интервью телеканалу «Россия-24». Говорит:
«Цены на Lada в 2025 году в среднем снизились на 5%. За счет того агрессивного демпинга, который мы увидели со стороны многих китайских брендов на рынке — а скидки доходили даже не до 500 тысяч рублей, а до 1 миллиона рублей по некоторым автомобилям — мы скорректировали свою политику».
Окей. Китайцы демпингуют, АвтоВАЗ снижает цены.
Но это про Россию!
А что про Беларусь?
Копаю дальше. Нахожу интервью руководителя продуктового маркетинга АвтоВАЗа Сергея Корниенко. Он объясняет разницу в ценах между Россией и Беларусью:
«Разные условия, разный рынок. Чтобы быть в Беларуси успешными, мы начали соответствующий уровень цен устанавливать».
То есть если перевести с корпоративного на русский: там конкуренция, а у нас нет.
Читаю дальше про белорусский рынок. Оказывается, там реально жесть. В 2024 году в Беларуси продано всего 10 007 Lad. Это вроде много, но смотрим детальнее:
- 1 место по продажам: китайский Belgee X50 (кроссовер)
- 2 место: Belgee S50 (седан)
- 3 место: Lada Vesta (6009 машин)
- 5 место: Lada Granta
- 11 место: Lada Largus
- 18 место: Lada Niva Travel
То есть даже со скидками в 300-400 тысяч рублей Лада занимает только третье место. А первые два — китайцы.
В Беларуси есть локальное производство Belgee (это дочка Geely). Они продают кроссоверы дешевле и лучше оснащенные. И АвтоВАЗ вынужден демпинговать, чтобы хоть как-то конкурировать.
А в России? В России китайцев законодательно придушили утильсбором. Belgee есть, но он дороже из-за того же сбора. Конкуренции меньше. И АвтоВАЗ может держать цены выше. Получается, что и покупатели лишены возможности выбрать китайца пооснащеннее из-за утильсбора, так и на отечественные Лады цены выросли, так как конкурентов поубавилось...
Самое обидное для меня, россиянина
Вот что меня реально убивает в этой истории.
Получается, если в Беларуси АвтоВАЗ опускает цены на 300 тысяч рублей и всё равно зарабатывает — значит, себестоимость позволяет. Они же не в убыток продают, правильно? Бизнес есть бизнес.
То есть теоретически, если бы АвтоВАЗ продавал Весту в России за те же 1,2 миллиона — он бы всё равно был в плюсе!
Может не такая жирная прибыль, как сейчас. Но прибыль.
А мы, россияне, платим на 300 тысяч больше. За ту же машину. Которую везут к нам ближе, чем в Минск.
Это как?
Я понимаю, есть утильсбор. Но утильсбор — это налог ГОСУДАРСТВУ, не АвтоВАЗу. АвтоВАЗ с утильсбора не зарабатывает. Это мы, покупатели, платим в бюджет.
То есть чистая цена машины — без учета утильсбора — всё равно в России выше, чем в Беларуси.
Почему?
Потому что могут.
Нахожу еще пруфы
Читаю интервью представителя белорусского импортера Lada. Он говорит:
«Разница в цене с Россией может достигать 20%, причем в Беларуси машины дешевле. Это наша заслуга как крупного импортера, способного достигать привлекательных закупочных цен, и заслуга нашего рынка, более конкурентного, где покупатели рассматривают и другие варианты».
То есть белорусский импортер закупает у АвтоВАЗа дешевле. Потому что там конкуренция.
А российские дилеры закупают дороже. Потому что конкуренции нет.
И вот тут я реально сел и задумался.
Получается, весь этот утильсбор, который якобы защищает отечественный автопром от китайцев — на самом деле защищает АвтоВАЗ от необходимости держать адекватные цены?
Убрали конкуренцию — и можно цены задирать.
А мы, покупатели, просто платим.
Еще немного цифр для полноты картины
Кстати, а вы в курсе, сколько Лада стоит в других странах?
Я покопался. Вот что нашел.
Казахстан:
- Lada Niva Luxe: около 1 010 000 рублей (в России та же — 1 140 000)
- Разница: 10-15% дешевле
Дубай (да, туда тоже Лады поставляют с 2024 года):
- Lada Granta: 1 550 000 рублей
- В России: 1 022 000 рублей
- Разница: в ПОЛТОРА РАЗА ДОРОЖЕ
В Дубае понятно — там высокие пошлины, сложная логистика, международные стандарты безопасности. Покупают в основном русские эмигранты, которым ностальгия дороже денег.
Но вот Беларусь и Казахстан — они в ЕАЭС, там примерно те же условия. И цены ниже российских.
Потому что конкуренция.
А что говорят эксперты?
Нашел мнение автоэксперта, который комментировал эту ситуацию еще летом 2024 года.
Он объясняет: дилеры в Беларуси подтверждают, что низкие цены на Lada — это норма. У разных дилеров разные версии в наличии, но везде дешевле, чем в России.
Вот причины, которые они называют:
- Нет утильсбора в полном объеме — это 300 тысяч экономии
- Конкуренция с китайцами — Belgee и Geely локально производятся, цены низкие
- Конкуренция с б/у из Европы — в Беларусь много подержанных машин идёт из ЕС
- Разная налоговая политика — НДС в Беларуси ниже
В России НДС 20%, в Беларуси по некоторым категориям меньше.
Но всё равно, даже если сложить все эти факторы — 300-400 тысяч разницы это много.
Попробовал посчитать на пальцах
Давайте прикинем.
Lada Vesta Comfort:
- Цена в России: 1 525 000 руб
- Цена в Беларуси: 1 230 000 руб
- Разница: 295 000 руб
Из этих 295 тысяч:
- Утильсбор (который в Беларуси не платят): ~300 000 руб
Стоп. А это ж почти вся разница!
То есть если убрать утильсбор, цены должны быть примерно одинаковые? Вот и разгадка! (подумал я)
Не-а. Потому что посмотрите на Ларгус:
- Россия: 1 660 000
- Беларусь: 1 217 000
- Разница: 443 000
Утильсбор те же 300 тысяч. Остается еще 143 тысячи разницы.
За что?
Наверное, за то, что в России можем себе позволить.
Что в итоге думаю
Сижу я в Минске, пью кофе с братом, и он спрашивает:
— Ну что, купишь тут Весту?
— Не могу. Утильсбор заплатить придется на границе. Вся экономия насмарку.
— Эх. Облом.
— Да уж.
И думаю я: вот в чём прикол-то. Живем в едином экономическом пространстве. ЕАЭС, свободное движение товаров, всё дела.
Но купить машину в соседней стране дешевле и пригнать домой — нельзя. Потому что государство на границе встречает с протянутой рукой: «Давай 300 тысяч».
При этом официально утильсбор — это типа на защиту экологии, на переработку старых машин. Ну-ну.
На деле получается, что утильсбор — это способ задрать цены на импортные машины и дать АвтоВАЗу возможность не париться с конкуренцией.
Потому что как только конкуренция появляется (Беларусь, Казахстан) — цены волшебным образом падают на 20%.
Самое смешное
В декабре 2025 года глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что цены на Lada в России снизились в среднем на 5% за год.
И типа это такое достижение.
А я сижу и думаю: парень, в соседней стране ваши машины на 20% дешевле. ДВАДЦАТЬ, а не пять.
Что мешает в России сделать так же?
А, да. Конкуренция мешает. То есть её отсутствие.
Короче, друзья, вот вам мораль.
Если хотите понять, сколько на самом деле должна стоить российская машина — посмотрите цены в Беларуси. Или в Казахстане.
Там, где есть реальная конкуренция, АвтоВАЗ вынужден опускать цены до адекватного уровня. И при этом он все равно зарабатывает на продажах.
А в России мы переплачиваем. Не потому что логистика дороже (она наоборот дешевле). Не потому что машины лучше (те же самые). А потому что никуда не денутся, все равно заплатят.
И самое обидное — АвтоВАЗ сам открыто говорит: «Да, в Беларуси дешевле, потому что там конкуренция». То есть они даже не скрывают, что в России держат цены искусственно завышенными.
Вот я и сижу теперь, смотрю на свою старую Гранту, и думаю: покупать новую Весту за полтора миллиона или нет?
А потом вспоминаю, что в Минске она стоит 1,2 миллиона.
И становится грустно.
P.S. Кстати, белорусы, если читаете — цените, что у вас там настоящий рынок. Конкуренция — она больно для производителей, зато хорошо для покупателей.
А мы тут в России типа «защищаем отечественный автопром». Защищаем его от необходимости делать хорошие машины по адекватным ценам.
Красота.
P.P.S. Если вдруг кто-то из АвтоВАЗа это читает — ребята, ну можно же по-человечески? Видно же, что себестоимость позволяет продавать дешевле. В Беларуси продаете и не разоряетесь. Может и нам, россиянам, такие же условия?
Или нам положено переплачивать, потому что свои?
Какая-то кривая логика, если честно.