Plastic Ono Band был чем-то большим, чем прощание Джона Леннона с Битлз. Это был его протест против всего, за что он боролся в предыдущее десятилетие, жёсткая конфронтация с демонами, которые преследовали его на фоне различных злоупотреблений, и пронзительный крик о том, что ещё осталось от любви.
Альбом, выпущенный 11 декабря 1970 года, во многом сформировался под влиянием психотерапевтического лечения Леннона и его жены Йоко Оно у доктора Артура Янова, американского психотерапевта, который утверждал, что подавленную боль, вызванную детскими переживаниями, можно высвободить с помощью первобытных криков. В конечном счёте дуэт продержался у Янова всего около четырёх месяцев, но прорыв эмоциональной плотины привёл к созданию одного из самых провокационных, жестоких, честных и душераздирающе личных альбомов в истории рок-музыки.
Хотя принято считать, что Джордж Харрисон заявил о себе только после того, как вышел из тени партнёрства Леннона с Полом Маккартни, Джон тоже ощутил себя заново родившимся после распада Beatles.
«На этот раз это был мой альбом», — сказал Леннон Дженну (Янну) Веннеру в одном из своих ярких интервью. «Раньше мне было немного неловко перед Джорджем и Полом, потому что мы так хорошо знали друг друга: «О, он пытается быть Элвисом Пресли; или, он сейчас так старается на него походить», ну, вы понимаете. Мы немного слишком критичны по отношению друг к другу. Поэтому мы часто сдерживали друг друга».
Это было странное интервью. Читая его, не покидает чувство глубокой обиженности Джона на всех - начания с детства и кончая разрывом со своими друзьями, с которыми он достиг всемирной славы.
Джон был всегда известен как самый откровенный участник Битлз, который в карман за словом не полезет. Потом он часто изменял свое мнение - но слово - не воробей. Будь то вопросы, связанные с расизмом, сексизмом или сравнением популярности его группы с популярностью Иисуса Христа, он никогда не стеснялся высказываться в прессе.
В декабре 1970 года, менее чем через год после распада Beatles, Леннон дал самое обширное и откровенное интервью издателю Янну Веннеру из Роллинг Стоунз.
К моменту интервью у Леннона и Rolling Stone уже сложились хорошие отношения. Джон появился на обложке первого номера журнала от 9 ноября 1967 года в образе рядового Грипвида из фильма «Как я выиграл войну». Эти отношения укрепились, когда Rolling Stone опубликовал неотредактированную фотографию с печально известной обнажённой обложки альбома Леннона и Оно "Two Virgins".
В этом новом интервью, которое изначально было разделено на две части и опубликовано по отдельности в начале 1971 года, Леннон был предельно откровенен. Он начал разрушать идеализированный образ «Битлз» в глазах публики, неоднократно критикуя своего бывшего партнёра по написанию песен:
«Пол Маккартни тогда сказал: “Поговори с моим адвокатом; я больше не хочу говорить о бизнесе”», — вспоминал Леннон. «Это означало: “Я буду тянуть время и попытаюсь тебя поиметь”».
В последующей книге под названием «Леннон вспоминает» была опубликована полная и неотредактированная расшифровка этого исторического разговора.
«Публикация этих интервью стала первым случаем, когда кто-то из «Битлз», не говоря уже о человеке, который основал группу и был её лидером, наконец-то вышел за рамки этой оберегаемой, любимой всеми сказки и сказал правду, — написал Веннер во вступлении к книге. — Он был возмущён и огорчён приукрашенной мифологией «Битлз» и тем, как Пол Маккартни описал распад группы».
Он также раскритиковал Боба Дилана («Дилан — это чушь собачья, его фамилия Циммерман») и состояние музыки («рок-н-ролл, насколько я могу судить, становится таким же, как джаз, а эти придурки надувают щеки от собственного превосходства, в которое я никогда не верил»), при этом заявив, что «Битлз», по его мнению, прекратили своё существование навсегда.
«Я не собираюсь записываться с очередным эгоистом», — заявил Леннон. «В наши дни в альбоме есть место только для одного. В этом нет смысла, совсем нет смысла. Когда-то для этого была причина, но теперь её нет».
Когда этот выпуск появился на прилавках, он стал настоящим прорывом в мир бурной внутренней жизни самой популярной группы на планете. Однако в последующие годы это интервью стало одним из самых важных источников информации о том, что творилось в голове у одного из величайших талантов XX века.
«Меня зовут не Джон Битл, — заметил он в какой-то момент. — Меня зовут Джон Леннон». И это правда.
Кто играл в группе Джона Леннона Plastic Ono Band?
Здесь не было никаких ограничений. Леннон добавил мучительные крики по своей покойной маме в открывающую альбом "Mother", а затем надорвал голосовые связки вопреки скуке конца 60-х в "Well Well Well". Он ясно дал понять о своем нарастающем разочаровании в "I Found Out", описал свою борьбу за то, чтобы найти что-то реальное, за что можно было бы зацепиться в "Working Class Hero", на мгновение потерялся в комфорте отношений в "Love". Затем, в самом важном заявлении альбома, он беспечно отодвинул в сторону павших кумиров – от Боба Дилана до религии и, да, своей старой группы – в песне "God", категорически заявив, что "мечте пришел конец".
Plastic Ono Band был записан — вместе с сольным альбомом Оно — в манере, очень близкой к проблемному проекту Get Back Beatles, в течение примерно месяца, начиная с сентября 1970 года, в студиях Abbey Road и Ascot Sound.
В состав группы, состоящей из Леннона, басиста Клауса Форманна и барабанщика Ринго Старра, входили также номинальный продюсер Фил Спектор, игравший на фортепиано в песне «Love», и Билли Престон, игравший на фортепиано в песне «God».
«Простота того, что мы с Клаусом играли для него, дала ему прекрасную возможность впервые по-настоящему использовать свой голос и эмоции так, как он мог. Не было никакой борьбы или сопротивления, — сказал Старр в документальном фильме Classic Albums: John Lennon/Plastic Ono Band . — Он просто сидел и пел, а мы импровизировали, а потом выбирали дубли и записывали их. На самом деле всё было очень свободно, и играть втроём тоже было очень весело.
Леннон пел вживую во время каждой репетиции. Редко когда он, как в случае с «Героем рабочего класса», соединял части двух отдельных вокальных партий. Мучительные стоны в конце «Матери» также были добавлены во время ночной сессии, чтобы у него было время отдохнуть перед следующим раундом сессий на следующее утро. Такие треки, как «I Found Out» и «Isolation», были настолько проникновенными, что на плёнке они звучали искажённо.
«Все эти песни просто выходили из меня, — сказал Леннон в интервью Веннеру. — Я не садился и не думал: «Я напишу о своей матери» или «Я напишу об этом, о том или о другом». Они все выходили из меня, как и все лучшие мои произведения».
Получившийся результат поставил точку на всём, что было до этого, и в то же время ясно дал понять, что он чувствовал себя в безопасности в отношениях с Оно. Уход Леннона от головокружительной славы «Битлз» в песне «God» мог привлечь внимание СМИ, но в итоге Леннон сказал спокойно, что просто признался в своей любви к Оно.
«Первые три или четыре альбома Битлз просто получились сами собой, как, в прочем, и всё остальное, — добавил он. — Я не знаю, когда именно я понял, что записываю всё то, во что не верю [...] Битлз были последними, во что я больше не верю, в миф о Битлз, а Битлз — это ещё один миф. Я в это не верю. Мечта закончилась».
Я говорю не только о том, что «Битлз» закончились, я говорю о целом поколении. Мечты закончились, и мне лично пришлось вернуться к так называемой реальности.
У Леннона были более популярные альбомы и более значимые в культурном плане песни. Plastic Ono Band, в конце концов, так и не стал платиновым, а песня «Mother» не попала в топ-40. Между тем альбом 1971 года Imagine стал дважды платиновым и содержал вечно актуальный заглавный трек; альбом 1980 года Double Fantasy в итоге разошёлся тиражом в 3 миллиона в целом благодаря трагической смерти Леннона. «Whatever Gets You Thru the Night» и «(Just Like) Starting Over» возглавили чарты синглов.
Тем не менее Plastic Ono Band остаётся самой последовательной и важной сольной работой Леннона. Здесь можно найти все грани его многогранного гения: мечтателя-утописта, яростного скандалиста, одинокого сироту, неприкрытого провокатора — и всё это сделано в самой простой и откровенной обстановке за всю его сольную карьеру.
В разговоре с Playboy незадолго до своего убийства Леннон сформулировал это наследие так, что это перекликалось с отчаянными попытками альбома отделиться от его бывшей группы, их времени и их невероятной славы. Кстати, то же самое можно сказать о любом другом первом альбоме остальных "битлов".
«Я придумал "Imagine", "Love" и все эти песни на Plastic Ono Band — они не уступают ни одной песне, написанной, когда я был битлом», — сказал Леннон в 1980 году. «Возможно, вам понадобится 20 или 30 лет, чтобы оценить это, но факт в том, что эти песни так же хороши, как и всё остальное, что когда-либо было создано».
И на этом пока все. Разрешите откланяться. Как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке