В мире, где ценность искусства часто измеряется в сантиметрах и сантиментах, картина Джексона Поллока «Номер 17А» (1948) стоит особняком. Это не картина в привычном смысле. Это — манифест, документ чистого действия, где холст стал ареной, а краска — следствием неистового физического ритуала. И, как водится, самый радикальный художественный жест XX века был в итоге оценен в сумму, сравнимую с бюджетом небольшого государства, подтвердив старую истину: на хаосе, особенно авторском, можно сделать безумные деньги. Хаос как высшая форма дисциплины «Номер 17А» — это масштабное полотно (около 1.7 x 2.6 м), созданное в пик расцвета знаменитой «капельной» техники Поллока. Художник отказался от мольберта, используя в место этого пол своего сарая-студии в Спрингсе. Он не прикасался кистью к поверхности, а разбрызгивал, наливал и размазывал быстросохнущие алкидные эмали промышленного производства, двигаясь вокруг холста в сложном, почти шаманском танце. Результат — плотная, многослойная паутина из