Найти в Дзене
Виктор Калмыков: Забытый романтик советской архитектуры
Виктор Петрович Калмыков (1908–1981) — одна из наиболее парадоксальных фигур в истории советской архитектуры первой половины XX века. Его имя символизирует резкий, но закономерный для своего времени поворот: от безграничных романтических мечтаний к планомерному государственному строительству. С одной стороны, он известен как дерзкий автор фантастического проекта города-кольца «Сатурний». С другой — как главный практик и теоретик, определивший облик массового кинозала в СССР 1930-х годов. Изучение...
22 часа назад
Арт-терапия: Исцеление творчеством
Арт-терапия — мост, построенный над пропастью между безмолвным внутренним миром и реальностью, где требуются слова. Это не урок живописи и не способ создать шедевр, а ритуал исцеления, где краски, глина, карандаши становятся инструментами для расшифровки самого себя. Здесь процесс важнее результата, а пятно или каракуля могут рассказать о душе больше, чем самая проникновенная исповедь. В этом искусстве художник не стремится покорить галереи, но пытается примирить себя со своей собственной историей...
2 дня назад
Арт-оценка: Поль Гоген «Когда свадьба?»
Если вам кажется, что искусство должно быть этичным, вы явно не знакомы с ценами на арт-рынке. Ярчайшее тому доказательство — картина Поля Гогена «Когда свадьба?» (на таитянском «Nafea faa ipoipo?»), созданная в 1892 году. Это не просто шедевр постимпрессионизма, а идеальный символ двойных стандартов: идиллическое, но колониалистское видение «райской» жизни, проданное за сумму, которой хватило бы на содержание всех потомков его натурщиц. Рай в кредит Гоген, сбежавший от «цивилизации» в поисках первозданного рая, создал эталонный образ своего мифа о Таити...
3 дня назад
Арт-оценка: Поль Сезанн «Игроки в карты»
В мире искусства есть картины-иконы, картины-манифесты, а есть «Игроки в карты» Поля Сезанна. Это полотно — квинтэссенция перехода: от наивной веры в сюжет к культу самого холста как объекта инвестиций. Простая сцена из провинциального трактира, благодаря магии аукционов и коллекционерской мании, превратилась в один из самых дорогих лотов в истории, за который можно было бы купить, наверное, и сам этот трактир, и всю деревню вокруг, и пару соседних виноградников. Гениальная неуклюжесть, стоящая миллионы...
5 дней назад
Арт-оценка: Джексон Поллок «Номер 17А»
В мире, где ценность искусства часто измеряется в сантиметрах и сантиментах, картина Джексона Поллока «Номер 17А» (1948) стоит особняком. Это не картина в привычном смысле. Это — манифест, документ чистого действия, где холст стал ареной, а краска — следствием неистового физического ритуала. И, как водится, самый радикальный художественный жест XX века был в итоге оценен в сумму, сравнимую с бюджетом небольшого государства, подтвердив старую истину: на хаосе, особенно авторском, можно сделать безумные деньги...
6 дней назад
Арт-оценка: Виллем де Кунинг «Обмен»
Картина «Обмен» Виллема де Кунинга — это не просто образец абстрактного экспрессионизма. Это символ эпохи, когда энергичные мазки маслом могут стоить столько же, сколько небольшой остров или парк частных самолетов. Созданный в 1955 году, этот холст прошел славный путь от дерзкого художественного жеста до идеального, ликвидного актива в портфеле современного мецената, который, возможно, так и не понял, где тут верх, а где низ. Гений или «и я так могу»? Перед нами масштабное полотно (200.7 x 175.3...
1 неделю назад
Арт-оценка: Леонардо да Винчи «Спаситель мира»
Если вам кажется, что все гениальные аферы остались в тридцатых годах прошлого века, вы глубоко заблуждаетесь. Они просто приобрели лоск и международный масштаб. Ярчайший пример — одиссея картины «Спаситель мира», приписываемой Леонардо да Винчи. Это не просто история искусства, а готовый сценарий для романа о великом комбинаторе, который затмил бы самого Остапа Бендера. Всё началось более чем скромно. В 1958 году никому не ведомый холст с изображением Христа продали на аукционе всего за 45 фунтов...
1 неделю назад
Барокко: Искусство, которое не знало меры
Барокко — это художественный стиль XVII–XVIII веков, который означает «вычурный», «причудливый», «неправильный», происходит от португальского слова, обозначавшего жемчужину неправильной формы. Стиль характеризуется пышностью, избыточным декором, грандиозными композициями, театральностью и эмоциональной напряженностью, охватывает архитектуру, живопись, музыку и литературу. В паспорте художественных стилей в графе «особые приметы» барокко значилось: «Склонен к театральным жестам, избегает прямых линий, находится в розыске за чрезмерное украшательство»...
1 неделю назад
Импрессионизм: Бунт в цвете
Импрессионисты — значит «Впечатленцы». Если бы в 1874 году в Париже существовала инспекция по охране академических ценностей, то протокол о правонарушении звучал бы так: «Группа граждан, именующих себя художниками, в помещении бывшей фотостудии Надара умышленно исказила представление о живописи, заменив сюжет — впечатлением, рисунок — вибрацией, а чёрный цвет — синим». Так начался процесс, известный как «Дело впечатленцев», где обвиняемые, отвергнутые официальным Салоном, сами стали судьями уходящей эпохи...
1 неделю назад
Авангардизм: Творческий беспорядок
Авангардизм — означает передовой или идущий впереди. В суде истории искусства авангардисты начала XX века — злостные нарушители спокойствия, поджигатели амбаров с классическими канонами и похитители общедоступных форм. Их коллективное преступление заключалось в сговоре с целью поставить под сомнение фундаментальный вопрос: «Что, собственно, надлежит считать искусством?». Ответом стал не манифест, а взрыв. Взрыв форм, смыслов и материалов, после которого на месте ухоженной картинной галереи осталось...
1 неделю назад
Ямато-э: Искусство сорванных крыш
Ямато-э - дословно переводится, как «Японская живопись». Если бы в средневековой Японии существовала академия художеств, то профессора ямато-э были бы отчислены в первый же семестр за систематическое нарушение всех правил. Их главным преступлением был отказ от почтенной китайской манеры («кара-э») в пользу чего-то своего, домашнего и подозрительно интимного. Ямато-э — это не стиль и не школа. Это, если угодно, художественная эмиграция: целое направление мыслей и кистей, которое, формально отбыв стажировку...
1 неделю назад