Найти в Дзене
Первый Автомобильный

Пузырь вот-вот лопнет: дилеры закрываются сотнями, продажи новыйх автомобилей летят в пропасть. Чего ждать от рынка в 2026 году

Помните, ровно год назад я выпускал материал, в котором предупреждал: наш автомобильный рынок надувается как гигантский мыльный пузырь, и его разрыв - это лишь вопрос времени? Тогда в комментариях многие писали, что я сгущаю краски, что «китайцы нам помогут», а ставки скоро пойдут вниз. Ну что ж, на календаре 21 декабря 2025 года, и я вынужден констатировать печальный факт: мой пессимистичный прогноз сбылся с пугающей точностью. Пузырь не просто сдувается - он лопнул с оглушительным треском, погребая под собой дилерские центры, надежды менеджеров на бонусы и мечты простых россиян о новом автомобиле. Сегодня у нас на руках есть официальная статистика за три квартала и предварительные итоги года, которые показывают реальный масштаб бедствия. Давайте разбираться, почему автосалоны вешают замки на двери, почему менеджеры массово ищут новую работу и почему в 2026 году будет еще хуже. Чтобы не быть голословным, давайте обратимся к цифрам, которые предоставили аналитики «Газпромбанк Автолизи
Оглавление

Помните, ровно год назад я выпускал материал, в котором предупреждал: наш автомобильный рынок надувается как гигантский мыльный пузырь, и его разрыв - это лишь вопрос времени? Тогда в комментариях многие писали, что я сгущаю краски, что «китайцы нам помогут», а ставки скоро пойдут вниз. Ну что ж, на календаре 21 декабря 2025 года, и я вынужден констатировать печальный факт: мой пессимистичный прогноз сбылся с пугающей точностью.

Пузырь не просто сдувается - он лопнул с оглушительным треском, погребая под собой дилерские центры, надежды менеджеров на бонусы и мечты простых россиян о новом автомобиле. Сегодня у нас на руках есть официальная статистика за три квартала и предварительные итоги года, которые показывают реальный масштаб бедствия. Давайте разбираться, почему автосалоны вешают замки на двери, почему менеджеры массово ищут новую работу и почему в 2026 году будет еще хуже.

Кладбище автосалонов: сухая математика кризиса

Чтобы не быть голословным, давайте обратимся к цифрам, которые предоставили аналитики «Газпромбанк Автолизинг» и «Автобизнесревю». Статистика за первые 9 месяцев 2025 года выглядит как сводка с экономического фронта. За этот период в России закрылись 638 автодилерских центров. Вдумайтесь в эту цифру! Это не ларьки с шаурмой, это огромные здания со стеклянными фасадами, сервисной зоной, дорогим оборудованием и штатом сотрудников.

-2

Если мы возьмем калькулятор и посчитаем среднюю «смертность», то увидим, что каждый месяц в стране закрывается в среднем 71 автосалон. Это больше двух закрытых дилерских центров в день! Без выходных и праздников. Если спроецировать эту динамику на конец декабря, то по итогам всего 2025 года мы потеряем порядка 850 дилеров! Это колоссальная цифра, сравнимая с кризисными годами.

Кто идет на дно первым? В первую очередь, это мультибрендовые салоны, которые жили за счет потока клиентов и кредитных продаж. Также закрываются те, кто сделал ставку на китайские бренды «второго и третьего эшелона» - BAIC, Kaiyi, Livan, SWM и прочую экзотику. Эти марки не смогли завоевать доверие, продажи там единичные, а аренду и зарплату платить нужно. В итоге владельцы просто фиксируют убытки и вешают замок на дверь.

Менеджеры на улице: обратная сторона красивой жизни

Отдельная трагедия разворачивается внутри самих дилерских центров. Я пообщался со знакомыми, которые работают в этой сфере, и они рассказывают страшные вещи. Если еще в начале года салоны выдавали по 100-120 машин в месяц, и менеджеры получали отличные премии, то сейчас продажи обвалились в два-три раза.

-3

В ноябре и декабре многие продавцы не смогли закрыть даже по одной сделке. А ведь их зарплата - это голый оклад (копейки) плюс процент с продаж. Нет продаж - нет денег. Руководство дилерских центров начало массовые сокращения. Людей увольняют целыми отделами, потому что держать раздутый штат в пустом шоуруме нет никакого смысла. «Раньше клиенты сами шли, только успевай оформлять, а теперь сидим и смотрим в телефон», - жалуется один из моих инсайдеров.

Продажи: свободное падение по сравнению с 2024 годом

Теперь давайте поговорим о том, почему дилеры бегут с корабля. Ответ прост: продавать некому. Если 2024 год мы закончили на позитивной ноте, приблизившись к показателям «сытого» 2021 года, то 2025 год стал настоящим провалом.

Официальная статистика продаж за ноябрь и первые недели декабря показывает настоящую катастрофу, особенно в бюджетном сегменте, который всегда был индикатором здоровья рынка.

-4

Продажи народного бестселлера Lada Granta обвалились более чем на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Четверть покупателей просто испарилась! Люди не готовы платить за Гранту больше миллиона при таких ставках.

Флагманская Lada Vesta потеряла более 8% покупателей. И это при том, что завод вернул некоторые опции. Даже это не спасает ситуацию.

Падение затронуло и семейство Niva - Legend и Travel тоже показывают отрицательную динамику.

Почему это происходит? Потому что математика стала беспощадной. В 2024 году люди еще могли взять кредит под 15-17% годовых, и это казалось дорого. Сегодня, когда ЦБ загнал ключевую ставку за 21%, реальные ставки в автосалонах начинаются от 25% и доходят до 30% годовых. Переплата за бюджетную Гранту за 5 лет составляет еще одну, а то и полторы стоимости машины. Люди начали считать деньги. Они понимают: зачем покупать железо, которое теряет в цене, и кормить банк, если можно положить деньги на депозит под 20-22% и пересидеть смуту?

Исторический сдвиг: Китай побеждает АвтоВАЗ

На этом фоне происходит тектонический сдвиг на рынке, который еще пару лет назад казался невозможным. Китайские производители, обладая финансовым жирком и гибкостью, продолжают давить. В прошлом месяце произошло историческое событие: китайский кроссовер Haval Jolion обогнал по продажам Lada Vesta, заняв вторую строчку в общем рейтинге самых продаваемых автомобилей в России.

-5

Это приговор ценовой политике АвтоВАЗа. Пока наши повышали цены 4-5 раз за год и лоббировали повышение утильсбора, китайцы давали прямые скидки и субсидировали кредиты. Но и у них запасы не бесконечны, и дилеры китайских марок тоже начинают чувствовать холодное дыхание кризиса. Особенно те, кто торгует неликвидом. Владельцы марок Dongfeng, FAW, JAC и прочих сейчас находятся в зоне максимального риска. Если ваш дилер закроется (а это происходит каждый день), где вы будете обслуживать машину по гарантии?

Кредитный тупик: банки закручивают гайки

Ситуацию усугубляет жесткая политика банков. Менеджеры в салонах воют от безысходности: из 10 заявок на кредит одобрение приходит только по 3-4. Банки видят закредитованность населения, видят риски невозврата и просто отсекают клиентов. А ведь львиная доля продаж (до 70-80% в бюджетном сегменте) держалась именно на кредитах с минимальным первоначальным взносом.

-6

Этот кран перекрыли наглухо. Сейчас, чтобы получить одобрение, нужно иметь идеальную кредитную историю и внести половину стоимости авто сразу. Много ли таких людей в салонах Лада? Единицы.

Чего ждать в 2026 году: надежды нет

Если вы думаете, что после провального 2025 года дилеры устроят новогоднюю распродажу и начнут раздавать машины даром, чтобы выполнить план, то вынужден вас расстроить. Этого не будет. Многие салоны уже торгуют в ноль или даже в минус, лишь бы вытащить оборотные средства. Дальше падать некуда.

Цены снова вырастут. С 1 января 2026 года нас ждет очередное, уже запланированное повышение утилизационного сбора. Это неизбежно потянет цены вверх еще на 100-200 тысяч рублей на все иномарки, а следом подтянется и АвтоВАЗ, который никогда не упускает возможности переписать ценники.

-7

Январь и февраль добьют выживших. Начало года - традиционно «мертвый сезон» в продажах. С учетом закрытия 850 салонов в этом году, за зиму мы потеряем еще не одну сотню дилеров. Рынок будет очищаться жестоко, останутся только крупные федеральные сети и самые популярные бренды (Haval, Chery, Geely). Мелкие игроки уйдут в историю.

Ставки сильно не упадут. ЦБ дал четко понять, что жесткая денежно-кредитная политика - это надолго. Дешевых кредитов в первой половине 2026 года ждать точно не стоит. Может быть, к марту появится какой-то просвет, но это не точно.

Итог

Рынок вернулся в состояние глубокого кризиса 2022 года, только с гораздо более высокими ценами и ставками. Продажи летят на дно, пузырь лопнул, и мы остались у разбитого корыта с Грантой за миллион с лишним.

-8

В выигрыше оказались только те, кто успел купить машину год-два назад по «старым» ценам и ставкам. Всем остальным я советую беречь свои автомобили, обслуживать их вовремя и ни в коем случае не лезть в кредитную кабалу ради железа. 2026 год будет очень тяжелым проверкой на прочность для всех нас.