Найти в Дзене
Полезные Интересности

Как советские магнитофоны отучили «жевать» кассету

В памяти советской молодежи кассетный магнитофон запомнился, прежде всего, умением неожиданно «зажевать» магнитную пленку. Этот факт стал основой множества советских анекдотов и карикатур. Между тем, эта коварная проблема досталась нам от нидерландских инженеров, подсунувших поросенка «замедленного действия». В 1966 году, фирма Филипс, под давлением японской фирмы Сони, отказалась от патентных ограничений по компакт кассете и по конструкции магнитофона EL3300. Практически сказали всему миру: копируйте все, кому не лень. Если Вы посмотрите зарубежные каталоги конца 60х годов, то увидите, что все фирмы свой первый кассетный магнитофон создавали на базе лентопротяжного механизма Philips EL3300. Вскоре все фирмы столкнулись с жалобами, что магнитофон изредка «жует» кассеты. Инженеры в срочном порядке разработали новые конструкции лентопротяжных механизмов, с более надежной кинематикой. Также были доработаны конструкции кассет в части укладки ленты: «ступеньки» в бухте магнитной ленты

В памяти советской молодежи кассетный магнитофон запомнился, прежде всего, умением неожиданно «зажевать» магнитную пленку. Этот факт стал основой множества советских анекдотов и карикатур.

Между тем, эта коварная проблема досталась нам от нидерландских инженеров, подсунувших поросенка «замедленного действия».

В 1966 году, фирма Филипс, под давлением японской фирмы Сони, отказалась от патентных ограничений по компакт кассете и по конструкции магнитофона EL3300. Практически сказали всему миру: копируйте все, кому не лень.

Если Вы посмотрите зарубежные каталоги конца 60х годов, то увидите, что все фирмы свой первый кассетный магнитофон создавали на базе лентопротяжного механизма Philips EL3300.

-2

Вскоре все фирмы столкнулись с жалобами, что магнитофон изредка «жует» кассеты. Инженеры в срочном порядке разработали новые конструкции лентопротяжных механизмов, с более надежной кинематикой. Также были доработаны конструкции кассет в части укладки ленты: «ступеньки» в бухте магнитной ленты были первыми виновниками застревания механизма подмотки.

-3

Механизм подмотки был слабым местом любого кассетника. Дело в том, что частота вращения приемного узла не постоянна.

-4

В начале кассеты подкассетник вращается быстро, а в конце кассеты в несколько раз медленнее. Инженеры фирмы Филипс решили эту задачу максимально простым способом: Вращение на узел подмотки подается через промежуточный шкив. Шкив не имеет жесткого крепление к оси, а вращение передает за счет трения об фетровую прокладку. Прижим к фетровой прокладке регулируется сжатием пружины.

-5

В процессе эксплуатации фетровая прокладка сминается и сила трения уменьшается. По сути, этот узел требует периодической регулировки. Ну а кто этим будет заниматься? Поэтому магнитофоны гоняли пока не зажует магнитную ленту основательно и только тогда несли на ремонт.

Радиолюбители сразу обратили внимание на этот недостаток кассетных магнитофонов и предлагали свои решения проблемы. Самым простым вариантом была схема, контролирующая уровень сигнала на линейном выходе.

-6

При длительном отсутствии сигнала на линейном выходе, реле обесточивалось и питание магнитофона отключалось. Идея оригинальная, но имеет высокий процент ложных срабатываний, что будет нервировать пользователя даже больше, чем сам факт зажевывания ленты.

В начале 70х годов уже сами производители занялись этой проблемой. В результате был создан простой и надежный механизм. Во первых, пришлось изменить конструкцию подкассетника приемного узла. Туда поставили контактную площадку с зигзагообразной дорожкой.

-7

Во время воспроизведения кассеты эти контакты постоянно замыкаются и размыкаются, но стоит подкассетнику остановится, схема тут же реагирует на пропадание импульсов и дает напряжение на обмотку электромагнита. Якорь электромагнита отводит фиксирующую пластину клавишного механизма, все клавиши возвращаются в исходное положение и магнитофон полностью отключается.

Схема электронного автостопа

-8

Расположение электромагнита на ЛПМ

-9

Вот с датой внедрения этого механизма в серийные магнитофоны полная непонятка. Одни источники утверждают, что механизм появился только начиная с модели «Весна-205», а другие говорят, что уже на модели «Весна-202» встречались. Может кто разъяснит эту неразбериху?

-10

Случай из личного опыта: приносит мужик на ремонт кассетный магнитофон с жалобой «какой-то стук во время работы». Вытаскивает магнитофон из сумки, включает и держит клавишу «воспроизведение» пальцем в нажатом состоянии. Внутри магнитофона периодически раздается звук срабатывания автостопа. Но палец мужика не дает отключиться магнитофону.

Пришлось объяснить человеку, что не нужно мешать автостопу выполнять свои обязанности. Перемотали убитую кассету несколько раз от начала до конца и магнитофон перестал стучать.

-11

Если статья была интересна, можете угостить автора чашечкой кофе, нажав здесь.

Загляните еще в ОГЛАВЛЕНИЕ канала, там много интересных и полезных статей.

Полная или частичная перепечатка статьи, без письменного разрешения автора, запрещена.