Найти в Дзене
АЛИ АЛБАНВИ

«Ал-Хусайн-хан от Зухра-ханум имел сына Ахмад-хана, названного по имени предка Ахмада»

«Во время Рустам-хана власть уцмиев упрочивается. Получают широкое развитие ремесла и торговля. Во внешнеполитических делах уцмий склонялся на ту сторону, которая была выгодней, и таким путем получил, в частности, от шаха ‘Аббаса I грамоту на управление Дербентом. Персидские шахи, чтобы держать дагестанских владельцев в своей власти, широко практиковали не только назначение жалования, но и

«Во время Рустам-хана власть уцмиев упрочивается. Получают широкое развитие ремесла и торговля. Во внешнеполитических делах уцмий склонялся на ту сторону, которая была выгодней, и таким путем получил, в частности, от шаха ‘Аббаса I грамоту на управление Дербентом. Персидские шахи, чтобы держать дагестанских владельцев в своей власти, широко практиковали не только назначение жалования, но и закрепление за ними земель с населенными пунктами в Ширване и других местах. Такие земли получала и Кайтакская знать. Затем в Кайтаке идёт период смут, бесправия, сменяются правители, усиливается вражда и усобицы между наследниками дома Кайтакских уцмиев. Одна часть беков для упрочения своей власти прибегает к помощи акушинцев, другая — к шамхалу и, наконец, к призыву сил извне.

По описанию Бакиханова, положение, создавшееся в Кайтаке, выглядело следующим образом. Дом уцмия Кайтакского разделялся тогда на две линии. Старшая из них пребывала в Маджалисе, а младшая в Великенте [у Бакиханова в «Енги-кенте». — прим. А.А.]; поочередно из этих двух линий старшие и способнейшие в роде становились уцмиями и сидели в Башлы. Около этого времени между ними произошел раздор, линия Великентская [у Бакиханова «Енги-кентская». — прим. А.А.] напала на Маджалис и истребила всю старшую, исключая малолетнего ал-Хусайн-хана [Гусейн-хана], которого спас некто из его приближенных по имени Айда-бек и увез к шамхалу. Гусейн-хан по достижении совершеннолетия поехал в Персию, гостил некоторое время в Сальянском Рудбаре у тамошнего князя [у Бакиханова «казия», т. е. «кади». — прим. А.А.] и женился на его дочери, от которой родилась дочь, родоначальница Рудбарских и Сальянских султанов.

В бытность в Испагане дочь богатого вельможи из племени Каджар Загра-ханум [у Бакиханова «Захра-ханум». — прим. А.А.] влюбилась в ал-Хусайн-хана [Гусейн-хана]. Вскоре он женился на ней и после этого стал известным и важным лицом не только во всем Испагане, но и приближенным самого шаха, который «испытав его храбрость и оценив большие способности, при высоком роде, назначил его Кубинским и Сальянским ханом».

Ал-Хусайн-хан [Гусейн-хан], вступив во владения Куба, построил крепость Худат и избрал её своей резиденцией. От Зухра-ханум [Загра-ханум] он имел сына Ахмад-хана [Ахмед-хана], названного по имени предка Ахмада [Ахмеда], от которого произошёл род Кубинских ханов. От этой ветви Кайтаков произошёл известный Фатх-‘Али-хан [Фет-Али-хан]. Начиная с 1689 года между ал-Хусайн-ханом [Гусейн-ханом] и тогдашним уцмием ‘Али-Султаном завязалась война. ал-Хусайн-хан [Гусейн-хан] в результате похода захватил свое наследственное владение в Башлы, но ‘Али-Султан собрал в горах большие силы и вытеснил его обратно в Куба.

После смерти ал-Хусайн-хана [Гусейн-хана] сын его Ахмад-хан продолжил войну с уцмиями и с помощью кубинцев и своих сторонников в Кайтаке овладел аулом Башлы и стал уцмием. Уцмий же Амир-Хамза бежал в Верхний Магал, где вскоре умер. Сын его Ахмад-хан собрал в горах войско и вытеснил Ахмад-хана Кубинского из Башлы в Маджалис, где тот впоследствии был убит своим же приверженцем».

Подготовил: ‘Али Албанви

Литература

  • 1. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII — начале XIX веков. — Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 1957. С. 204–205. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3QwY2x, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.12.2025). — Яз. рус.