Со второй половины XVIII века фундаментальный политический термин «нация» (от лат. «natio» — «племя, народ») обозначает совокупность граждан того или иного государства. При этом современные государственные нации могут состоять из двух и более этносов — исторически сложившихся групп людей, схожих по внешнему виду, объединённых общим языком, менталитетом, территорией, исторической памятью, самосознанием и культурно-бытовыми аспектами. Стоит отметить, что в научном контексте понятия «нация» и «этнос» различны, но вне науки для этих двух терминов есть синонимичное слово — «народ», что иногда запутывает любителей покопаться в процессе этногенеза.
- ОТ РОДА К ПЛЕМЕНИ
До начала периода формирования народов на протяжении 2,6 млн. лет истории группы предков всех людей представляли собой «род» — совокупность кровных родственников численностью до тридцати особей, разбавленной парой-тройкой женщин из соседних групп. Более того, в отличие от этнических обществ, представителей первобытного рода палеолитических охотников-собирателей объединяли родственные связи, а не культурно-бытовые признаки.
Первобытные люди десятками тысячелетий бродили по открытым просторам от Португалии до Австралии, обменивались генами, а также культурными достижениями и языковыми нормами. Закрепленных за ними территорий не существовало, как и не существовало этнической самоидентификации, кроме принадлежности к семье — своему роду. Именно поэтому не стоит искать истоки современных народов во временах палеолита, вы их там не найдёте. Процесс перехода от рода к более развитым обществам начался только каких-то 12 тыс. лет назад.
В X тыс. до н.э. в период неолитической революции из-за изменения климата некоторые родовые группы охотников-собирателей или объединения нескольких родов (фратрии) были вынуждены поменять свой образ жизни или погибнуть. На Ближнем Востоке, в Египте, на севере Индостана, в двух районах современного Китая, на острове Папуа — Новая Гвинея и в некоторых американских регионах первобытные люди в ускоренном темпе перешли от примитивного присваивающего образа жизни к производящему хозяйству. Они осели вдоль рек и стали заниматься скотоводством и земледелием. Те, кто не перешёл, например почти все североамериканские индейцы, австралийские аборигены и некоторые африканцы южнее Сахары до сегодняшних дней этносов так и не сформировали и живут в рамках родоплеменного менталитета.
Почти сразу после перехода на производящее хозяйство в осёдлых поселениях начался активный рост численности жителей и процесс накопления ресурсов, что вызвало формирование иерархии и социального неравенства. Так из первобытных родов возникли первые племена внешне похожих друг на друга людей численностью до нескольких сотен человек. В те времена генетический обмен с соседями шёл уже реже, антропологические черты укоренялись, а культурно-языковые нормы трансформировались, но они ещё не стали отдельными и малопонятными для соседних племён народными признаками.
В древности племён было огромное множество, и даже сейчас подобные общества существуют сотнями, например в странах Африки и Юго-Восточной Азии. Какая-то память о племенном делении сохранилась у тюркоязычных народов, так как их первоначальный род «Ашина» в родоплеменной структуре существовал совсем недавно — каких-то полторы тысячи лет назад.
- ОТ ПЛЕМЕНИ К НАРОДНОСТИ
Через пять тысяч лет после перехода к оседлому образу жизни и закреплению племенной структуры среди человеческих групп сначала на Ближнем Востоке, а потом и за его пределами стала формироваться новая система управления — государственная. Институты государственности с вождём и аппаратами управления и принуждения являлись ответом на социально-экономические проблемы, ставшие результатом увеличения численности населения первых городов от Анатолии до Северной Индии.
Кроме новых форм управления, значимым для этногенеза стало изобретение письменности, которую использовали для учёта ресурсов и бюрократического управления. А позднее ставшего универсальным способом сохранения и унификации религиозных традиций и формирования среди индивидов отдельных этнических групп консолидирующей исторической памяти.
В рамках ранних государственных систем и в условии сохранения исторической памяти на заре современной человеческой цивилизации люди в вопросе «свой-чужой» стали всё чаще переходить от кровной родоплеменной идентичности на раннюю этническую, называемую в современной науке «народностью». Важную роль в среде народностей играла культурно-языковая принадлежность и особенно территориальная. При активной миграции и военной мощи той или иной общности их этническая принадлежность распространялась на соседей, таким образом росли первые ближневосточные и античные империи и народности.
В некоторых труднодоступных местах современного мира главенствующая значимость территориальной принадлежности сохранилась и по сей день. Например, в некоторых изолированных высокогорных долинах и аулах продолжают существовать территориально-племенная дифференциация, усугублённая ещё и антропологическими различиями, что мешает окончанию процесса национального этногенеза. Подобная картина сохраняется в некоторых среднеазиатских республиках и в европейских странах с горными районами.
- ОТ НАРОДНОСТИ К ЭТНОСАМ И НАЦИЯМ
Судя по историческим примерам, в качестве народностей этнические общества существовали не больше двухсот-трёхсот лет. Каждая из древних народностей вбирала в себя новые группы неродственных людей и в момент какого-то серьезного кризиса распадалась или переходила на новый этап этногенеза – формированию народа или этноса. Так формировались древние греки после «катастрофы бронзового века», европейские народы после краха античного мира и русские после окончания монголо-татарского ига.
Стоит отметить, что при этнической консолидации некоторые изолированные общества вливались в единый этнос лишь частично, сохраняя специфические религиозные, языковые или культурные черты. Такими являются поморы и староверы для русских и баварцы для немцев. Окончательное формирование большинства современных этносов и переход их на уровень нации завершился после середины XX века. У русских и англичан это случилось чуть раньше, а у немцев и итальянцев – чуть позже. Поэтому некоторые немецкие и итальянские субэтносы могут считаться даже отдельными народами, что проявляется в сепаратистских настроениях и региональном национализме.
Основными причинами рождения современных наций считается формирование централизованных государств, которые с начала XIX века прошли этапы стандартизации литературного языка, развитие культурно-языкового обмена, а также индустриализацию и урбанизацию. В некоторых этнических обществах, особенно в тех, где соплеменники утверждают о своей глубокой автохтонности и великой древности, как таковое формирование наций ещё и не закончилось. В их среде много родоплеменных условностей, религиозного фундаментализма, субэтнических различий и национализма, но мало социально-экономического, культурного и политического единства.
Спасибо за прочтение. Если Вам понравилась данная публикация, прошу поставить лайк, прокомментировать, подписаться и поддержать. Заранее благодарю. Также к Вашему вниманию следующая статья: