Найти в Дзене

Как я чуть не угробил двигатель, меняя ремень ГРМ на ВАЗ 2112 и доверившись метке: история одной чудовищной ошибки

Привет, друзья. Сегодня будет невесёлая, но очень важная история. История о том, как я, будучи уверенным в своей правоте и аккуратности, едва не превратил сердце своей «двенашки» в груду бесполезного металла. Речь пойдёт о самом святом для владельца любого автомобиля с цепным или ременным приводом ГРМ — о метках. О тех самых рисках и точках, которые кажутся азбукой для ремонтника. Я расскажу, как слепое доверие к ним привело меня в полушаге от капиталки, и какой ценный урок я выучил на собственных дрожащих руках и выброшенных на ветер деньгах. Это не руководство, а скорее исповедь, которая, надеюсь, убережёт кого-то от фатальной ошибки. Всё началось рутинно. На моей ВАЗ 2112 подходил срок замены ремня ГРМ. Пробег был плановый, сам ремень выглядел прилично, без трещин, но я, ответственный владелец, решил не искушать судьбу. «Сделаю сам, — подумал я. — Сэкономлю, да и интересно». Я не новичок: подвеску собирал, тормоза менял, сальники менял. Комплект ГРМ купил новый, с роликами. Нашёл
Оглавление

Привет, друзья. Сегодня будет невесёлая, но очень важная история. История о том, как я, будучи уверенным в своей правоте и аккуратности, едва не превратил сердце своей «двенашки» в груду бесполезного металла. Речь пойдёт о самом святом для владельца любого автомобиля с цепным или ременным приводом ГРМ — о метках. О тех самых рисках и точках, которые кажутся азбукой для ремонтника. Я расскажу, как слепое доверие к ним привело меня в полушаге от капиталки, и какой ценный урок я выучил на собственных дрожащих руках и выброшенных на ветер деньгах. Это не руководство, а скорее исповедь, которая, надеюсь, убережёт кого-то от фатальной ошибки.

Прелюдия: звук, леденящий душу

Всё началось рутинно. На моей ВАЗ 2112 подходил срок замены ремня ГРМ. Пробег был плановый, сам ремень выглядел прилично, без трещин, но я, ответственный владелец, решил не искушать судьбу. «Сделаю сам, — подумал я. — Сэкономлю, да и интересно». Я не новичок: подвеску собирал, тормоза менял, сальники менял. Комплект ГРМ купил новый, с роликами. Нашёл в сети подробнейший мануал с фотографиями, где красными кружками были обведены ВСЕ необходимые метки. Я был во всеоружии. Уверенность была железной.

Весь процесс занял целый день. Я аккуратно снял кожух, ослабил натяжной ролик, снял старый ремень. Всё делал, как в книжке: провернул коленвал, выставил метку на шкиве коленвала в строгое положение (она совместилась с отливом на блоке цилиндров). Потом выставил метки на распредвалах. Две риски на шестернях должны были точно смотреть друг на друга и быть параллельны поверхности ГБЦ. Я смотрел на них, щуря один глаз, как снайпер. Вроде всё сошлось. «Гений», — подумал я про себя.

Одел новый ремень, аккуратно, без перекосов. Натянул его с помощью отвёртки, как советовали на форуме, провернул двигатель на два оборота по часовой стрелке за болт коленвала. Сердце замерло. Я заглянул под крышку. Метки встали на место! Коленвал — точно, распредвалы — их риски снова смотрели друг на друга. Эйфория! Я собрал всё на место, поставил навесное, залил антифриз. Момент истины. Селю в машину, выжимаю сцепление (на всякий случай), поворачиваю ключ...

Двигатель завёлся. Не с первого раза, чуть с подхалима, но завёлся. И в эту же секунду из-под капота понесся звук, от которого кровь стынет в жилах. Это был не стук, не звон. Это был сухой, жёсткий, металлический скрежет, смешанный с хлопками. Звук пожирающего сам себя металла. Звук смерти мотора. Он длился меньше двух секунд. Я выключил зажигание так резко, что чуть не сломал ключ. В салоне пахло гарью и страхом. Тишина после этого кошмарного скрежета была оглушительной.

Диагноз: холодный пот и осознание провала

Следующие пятнадцать минут я просто сидел, глядя в одну точку, пытаясь осознать масштаб катастрофы. Потом, с трясущимися руками, снова полез под капот. Ничего внешне не изменилось. Но я знал — внутри что-то сломалось. И сломалось капитально.

Я вызвал эвакуатор. Не в сервис — я уже не доверял никому. К знакомому, в гаражный кооператив, к дяде Вите, который тридцать лет копается в Жигулях. Всю дорогу я молчал, глядя в окно, и мысленно подсчитывал ущерб. Новая голова блока? Новые клапана? Распредвалы? Поршни? Сумма росла с каждой минутой.

В гараже, при свете лампы-переноски, мы с дядей Витей начали вскрытие. Сняли кожух ГРМ. Метки... О, Боже. Метки снова стояли идеально. Коленвал — на месте, распредвалы — их риски параллельны. Всё как в учебнике. Дядя Витя молча покачал головой.
— Метки-то стоят, — хрипло произнёс он. — А вот поршни с клапанами уже встретились. Понюхай.
Он снял свечи. И приложил ко рту первого цилиндра ладонь. Попросил меня медленно провернуть коленвал. В тот момент, когда поршень пошёл вверх, из свечного колодца с шипением вырвался воздух. Компрессия была. Но это была плохая новость.
— Клапан не погнуло, — сказал дядя Витя. — Значит, ударил по юбке поршня, слегка. А вот послушай.
Он взял длинную отвёртку, приложил её к ГБЦ у первого цилиндра, а мочку уха к рукоятке. Попросил снова провернуть коленвал. И тогда я услышал. Тихий, но отчётливый металлический шорох, скрежет внутри. Будто там, за стенкой, кто-то ворочает битое стекло.
— Это, сынок, осыпались натяжные ролики. Или распредвал посадочные места убил. От ударной нагрузки. Мотору капут. Капиталка. Только вскрывать и смотреть, что там ещё.

В тот момент мир для меня рухнул. Всё из-за каких-то меток, которые, казалось бы, я так тщательно выставил.

Раскопки правды: где же была ошибка?

Чтобы понять глубину своего провала, мы вскрыли двигатель дальше. Сняли ремень с роликами. И тут дядя Витя показал мне то, что я упустил. Он взял старый, снятый ремень и новый, который я поставил. И положил их рядом.
— Смотри, — ткнул он пальцем в шестерню распредвала. — Метки на шестерне есть. Но они для чего? Они чтобы шестерни относительно друг друга выставить. А где метка на самом валу? Где метка на корпусе подшипника?

Я онемел. Я выставлял метки на шестернях, которые были прикручены к распредвалам. Но я не проверил, а соответствуют ли эти метки реальному положению самих валов в головке блока. Оказалось — нет.

Вот что произошло. На двигателях семейства ВАЗ 2112 (2111, 21114) шестерни распредвалов не фиксированы жёстко. Они крепятся болтами через специальные фланцы, и между шестернёй и валом есть небольшой люфт для регулировки (или он появляется со временем). Предыдущий мастер (или владелец), который ставил ремень до меня, мог снимать эти шестерни. А при установке он мог поставить их, ориентируясь на зубья ремня, а не на вал. Или просто не затянуть как следует. В итоге: метки на шестернях стоят идеально, а кулачки распредвалов развёрнуты неправильно. Клапана открываются и закрываются не тогда, когда нужно. Я же, слепо доверившись меткам на шестернях, «законсервировал» эту ошибку, но уже на новом ремне. При первом же запуске, когда появились обороты и инерция, клапан, который должен был быть закрыт, оказался открытым и встретился с поршнем, идущим вверх. Это был тот самый чудовищный скрежет. Но, по счастью, удар пришётся не по тарелке клапана (тогда бы его загнуло), а по его ножке о юбку поршня. Клапан ушёл в сторону, но нагрузка пришлась на ролики, подшипники распредвалов, постели. Мотор получил внутреннюю контузию.

Цена урока: не только деньги

Итог моей самоуверенности:

  1. Полная разборка двигателя. Снятие ГБЦ, распредвалов.
  2. Замена натяжных роликов и помпы (их подшипники были убиты ударной нагрузкой).
  3. Диагностика распредвалов и их постелей на предмет задиров. Повезло — валы были целы.
  4. Замена всех сальников по кругу, пока всё разобрано.
  5. Покупка нового комплекта ГРМ (старый был, естественно, испорчен).
  6. Неделя простоя машины и нервотрёпки.
  7. Главное — потеря веры в себя. После такого хочется продать инструменты и никогда не подходить к машине.

Финансовый ущерб оказался в районе 15 тысяч рублей (на тот момент). Но моральный — неисчислим. Я не просто ошибся. Я совершил глупость, которую совершают многие самоуверенные любители, и мне чудовищно повезло, что не пришлось менять клапана, поршни или головку.

Выводы, выстраданные болью: как делать НАДО

После этой истории я выработал для себя железный алгоритм при замене ремня ГРМ на 8-клапанном ВАЗовском моторе. Он сложнее, чем в мануале, но он спасает от катастрофы.

1. Проверка до снятия старого ремня — САМОЕ ГЛАВНОЕ.
Забудьте про новые метки. Первым делом,
прежде чем ослаблять натяжной ролик, сделайте следующее:

  • Поверните коленвал до совмещения его метки.
  • Снимите клапанную крышку.
  • Посмотрите не на метки шестерён, а на кулачки распредвалов! Запомните или сфотографируйте, как расположены кулачки первого цилиндра (ближнего к ремню). Они должны быть направлены «домиком» от толкателей клапанов. Это и есть реальное положение валов. Только так можно понять, правильна ли установка шестерён.

2. Фиксация, а не вера.
Если положение кулачков правильное, прежде чем снимать старый ремень, пометьте всё! Не надейтесь на память.

  • Маркером нанесите метки на старом ремне и на шестернях.
  • Стрелкой на ремне отметьте направление вращения.
  • Сфотографируйте всё со всех ракурсов. Это ваш главный ориентир.

3. Контроль после установки нового ремня — двойной.
После того как новый ремень надет и натянут:

  • Проверните коленвал на 2 полных оборота (720 градусов) строго по часовой стрелке, за болт. Не назад!
  • Проверьте совпадение метки коленвала. Если она ушла — ошибка есть.
  • Снимите клапанную крышку и снова посмотрите на кулачки первого цилиндра. Они должны быть снова «домиком». Если они стоят иначе — вы ошиблись. Не заводите мотор!
  • И только потом проверяйте метки на шестернях.

4. Правило «нулевого риска» для 16-клапанных моторов.
На 16-клапанных ВАЗах (2112, Приора, Гранта) ошибка почти всегда гнёт клапана(кроме 124 моторов). Поэтому здесь работает правило:
при любой замене ремня ГРМ (даже если он целый) нужно проверять, не сбиты ли метки. А лучше — использовать специальные фиксаторы распредвалов, которые жёстко фиксируют валы в правильном положении, исключая любую человеческую ошибку. Их можно купить или изготовить самостоятельно из металлической пластины. Это не роскошь, а страховка от 40 тысяч рублей ремонта.

Эпилог: уважение к железу

Я отделался испугом и сравнительно небольшой суммой. Мотор, после замены роликов и правильной установки ремня, работает ровно и тихо. Но этот урок я запомнил навсегда. Я понял, что слепое следование инструкциям без понимания сути — путь в пропасть. Метки на шестернях — это вспомогательный инструмент. Истина — в положении кулачков распредвалов относительно поршней.

Машина — это не конструктор. Это точный механизм, где ошибка в полмиллиметра может стоить тысяч. Теперь я уважаю её сложность. И больше никогда не повторю фразу: «Да я всё по меткам сделал, чего там...».

А у вас были похожие критические ошибки при самостоятельном ремонте? Может, кто-то тоже «встречал» клапана с поршнями или сталкивался с коварством меток? Поделитесь в комментариях — давайте создадим коллективный опыт, который убережёт других от фатальных последствий самоуверенности.