Итоги уходящего 2025 года для нашего многострадального автогиганта можно охарактеризовать одной емкой и печальной фразой - это полное фиаско, которое пытались замаскировать красивыми презентациями, но цифры оказались упрямее. Если помните, еще в начале этого года руководство завода в Тольятти излучало невероятный, граничащий с самоуверенностью оптимизм. Нам с высоких трибун обещали золотые горы, покорение новых вершин и тотальное заваливание рынка отечественными автомобилями.
Планы рисовались поистине наполеоновские, а в отчетах мелькали цифры, от которых у неподготовленного человека могла закружиться голова. Но наступил декабрь, выпал снег, и суровая реальность расставила все по своим местам, ударив по амбициям топ-менеджмента тяжелым молотом фактов. Выяснилось, что у народной любви к бренду Lada есть вполне осязаемые границы, и эти границы четко очерчены неадекватным ценником в автосалоне. Люди, видя прайс-листы, просто перестали нести деньги в кассу, объявив заводу тихий, но эффективный бойкот: «Пока цены не станут ниже - мы это покупать не будем!».
Крушение надежд на полмиллиона машин: хроника пикирования
Давайте отмотаем пленку немного назад и вспомним, с каким настроем АвтоВАЗ входил в этот год. Утвержденный и подписанный всеми инстанциями производственный план звучал гордо и мощно - выпустить 500 000 автомобилей. Полмиллиона новых блестящих Лад должны были заполонить дороги страны, вытесняя китайских конкурентов и закрывая дефицит бюджетного транспорта. Казалось бы, цель вполне достижимая, ведь в успешном для завода 2024 году они смогли собрать более 520 тысяч машин, показав отличный рост и загрузку мощностей. Инвесторы потирали руки, чиновники готовили наградные листы, но что-то пошло фатально не так.
Уже осенью по заводу поползли тревожные слухи о серьезной корректировке планов, а к концу года глава компании Максим Соколов был вынужден признать горькую правду, которую уже невозможно было скрыть. План не просто не выполнен, он провален с треском. По предварительным итогам 2025 года конвейер покинуло всего около 300 000 автомобилей. Вдумайтесь в эту чудовищную разницу. Вместо запланированных пятисот тысяч - всего триста. Это падение объемов производства почти на 40 процентов относительно прошлого года и собственных планов. Это не статистическая погрешность, это настоящий промышленный обвал.
Завод весь год лихорадило: руководство было вынуждено переводить сотрудников на четырехдневную рабочую неделю, отменять смены и даже останавливать конвейеры на простой, выплачивая людям две трети тарифа. Причина такого решения банальна до безобразия и лежит на поверхности - склады готовой продукции затоварены до отказа. Машины просто физически некуда девать. Площадки вокруг завода в Тольятти и Ижевске забиты новыми автомобилями, которые покрываются снегом. Дилеры воют от безысходности, потому что их стоянки тоже переполнены нераспроданными «Вестами» и «Грантами», а завод пытался отгружать им еще и еще, пока система не встала колом.
Продажи летят в пропасть вслед за производством
С продажами ситуация выглядит еще более драматично и показательно. Если в прошлом году завод бодро рапортовал о рекордах и возвращении доли рынка, то в 2025-м гордиться откровенно нечем. По данным независимой статистики и инсайдам от дилеров, продажи автомобилей Lada рухнули примерно на 25-30 процентов по сравнению с 2024 годом. В абсолютных цифрах это значит, что россияне купили почти на 100 000 новых отечественных машин меньше, чем годом ранее. И это происходит на фоне того, что рынок в целом пытался восстанавливаться и расти.
Конечно, топ-менеджмент АвтоВАЗа сейчас пытается найти красивые оправдания, кивая на внешние факторы. Во всем винят высокую ключевую ставку Центробанка, заградительные проценты по автокредитам и, конечно же, «коварных» китайцев, которые якобы устроили агрессивный демпинг и задушили нашего производителя. Безусловно, кредиты под 25-30 процентов годовых - это серьезный удар по кошельку, и многие просто не могут позволить себе такую переплату. Но давайте будем честными перед самими собой: главной причиной обвала продаж стали не банкиры и не китайские конкуренты, а элементарная жадность и потеря связи с реальностью.
Когда потенциальный покупатель приходит в салон и видит, что Lada Vesta в нормальной, не «пустой» комплектации с вариатором стоит уже далеко за два миллиона рублей, а «народная» Granta в версии «комфорт» уверенно перешагнула психологическую отметку в миллион, он начинает считать деньги. Он открывает приложения с объявлениями и видит, что за эти же 2.2–2.5 миллиона можно взять напичканного опциями «китайца» с нормальным автоматом, турбомотором, панорамой и камерами кругового обзора.
Китайские бренды, видя падение спроса, быстро сориентировались и начали давать прямые скидки, доходящие до миллиона рублей. А что делал все это время АвтоВАЗ? Правильно, продолжал переписывать ценники в сторону увеличения, надеясь на повышение утильсбора и бесконечную помощь государства.
Vesta как символ провальной стратегии
Особенно показательно и печально выглядит ситуация с флагманом модельного ряда - Ладой Вестой. Именно на нее завод возлагал самые большие надежды, планируя сделать ее локомотивом продаж и маржинальности. Но по факту продажи именно этой модели провалились сильнее всего. В некоторые месяцы осени падение спроса на Весту достигало шокирующих 40-50 процентов по сравнению с прошлым годом. Люди искренне не понимают, за что платить такие деньги. За тесную посадку? За пластик в салоне? За вопросы к электронике?
Единственным светлым пятном в этой мрачной статистике стал трудяга Ларгус, который показал небольшой рост продаж. Но это скорее исключение, которое лишь подтверждает правило: рынку жизненно необходим простой, утилитарный и, главное, дешевый транспорт для работы и малого бизнеса, альтернативы которому просто нет. А вот в сегменте гражданских автомобилей для семьи и личного пользования АвтоВАЗ проигрывает конкуренцию с треском, не предлагая клиенту ничего, кроме чувства патриотизма, которое, как известно, в бензобак не зальешь.
Итог: время собирать камни
2025 год стал для АвтоВАЗа годом жесткого, но необходимого отрезвления. Попытка играть в «премиум», надувать щеки и бесконечно задирать цены привела к закономерному итогу: завод потерял почти половину своего производства и четверть лояльных покупателей, которые просто ушли к конкурентам или на вторичку. Красивый производственный план в 500 тысяч машин остался сказкой на бумаге, разбившись о суровую реальность рыночной экономики, где покупатель голосует рублем.
Если руководство завода не сделает правильных выводов прямо сейчас и не начнет снижать цены или предлагать реально выгодные беспроцентные рассрочки, то наступающий 2026 год может стать еще более катастрофичным. Склады не резиновые, а терпение людей не бесконечно. Рынок ошибок не прощает, а мы с вами не обязаны спонсировать чью-то неэффективность из своего кармана.
А что вы думаете об этой ситуации? Считаете ли вы нынешние цены на Лады справедливыми или это «пир во время чумы»? Напишите в комментариях, готовы ли вы поддержать отечественного производителя рублем в кризис или пусть справляются сами?