Кто не слышал про московских стрельцов? Наверное, практически все вспомнят тот яркий образ, который был создан в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», или яркие картинки, где стрельцы в ярко-красных кафтанах ведут огонь из пищалей, опершись на бердыши. Но насколько образ, созданный художниками, соответствует тому, что было? Давайте попробуем разобраться.
Ну и сначала давайте посмотрим, как у нас представляют стрельца — вот наверное, самая распространённая версия:
Ну и настолько этот образ соответствует тому, что мы сейчас знаем о стрельцах?
Итак, первое — начнём с цвета одежды.
Вообще, первое боевое применение стрельцов относится к 1552 году и связано с их действиями по взятию Казани. По указу Ивана Грозного было набрано 6 отрядов по 500 человек во главе с дворянами, которые должны были уметь вести огнестрельный бой. И на то время информации о цвете кафтанов нам вообще никакой не попадается. Можем предположить, что данный вопрос вообще никак не регламентировался, по крайней мере, о каких-то особых цветах информации у нас, по сути, и нет.
Есть записки Дж. Горсея (это уже конец XVI века), в которых упоминается о стрельцах в красном, жёлтом и голубых одеждах. И пожалуй больше никаких подробностей мы не знаем. Ситуация с информацией меняется уже к середине XVII столетия. О временах Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича у нас уже гораздо больше информации. И стрельцы в кафтанах красного цвета действительно были, но было множество и других цветов.
К 1650-м годах стрельцы делились на приказы численностью от 1000 до 500 человек, и каждый приказ имел свой особый цвет платья. Нам очень повезло, что в 1674 году шведский офицер Эрик Пальмквист был в Москве вместе с посольством из Швеции. Пальмквист подробно описал цвета более 10 стрелецких приказов (или полков). Кроме этого он не только описал, но и зарисовал стрельцов и их командиров того времени.
Сверху таблица с цветами стрелецких кафтанов, воистину у наших предков было богатое воображение в названии цветов. Попробуйте представить смотр нескольких стрелецких приказов — насколько там было много разных цветов, практически все цвета радуги!))))
Стрельцы, были московскими — это ударный кулак русских царей, участвовавших в походах. Сейчас известно о 26 приказах, располагавшихся в Москве, численностью от 1000 до 500 человек. Ещё были городовые стрельцы, формировавшиеся для гарнизонной службы в городах и патриаршие — личная гвардия и охрана патриарха Московского. Кстати, патриаршие стрельцы носили кафтаны вишнёвого цвета, а стрельцы стременного приказа (стрельцы, особо приближённые к царю, царская охрана) носили червчатый цвет, то есть тоже красный другого оттенка. Интересно было бы посмотреть, какая была разница во всех этих оттенках.
Ну ладно, с платьем вроде немного прояснили. Теперь давайте посмотрим на оружие.
На картинке стрелец вооружён бердышом. Вообще, это прямо один из самых известных стереотипов: раз стрелец — значит, должен быть с большим топором. Но на самом деле так было не всегда.
Вообще, самым главным орудием стрельца всегда считалась пищаль — вот её стрелец должен был иметь всегда. О бердышах упоминания появляются уже позже создания стрелецкого войска.
Первый раз о бердышах упоминает Гейденштейн при рассказе об осаде Заволочья в 1580 году. Само слово «бердыш», скорее всего, пришло в русский язык из польского.
И хотя о бердышах мы знаем с конца XVI века, то вот вооружаться ими стрельцы стали только в 1650-х годах. Так что только в середине XVII века бердыши уже входят в стрелецкие подразделения на официальной основе — в каждом приказе бердышами специально вооружались несколько сотен стрельцов, причем выдавались они централизованно за счет казны.
Кстати, в соседней Речи Посполитой (нынешней Польше) тоже ввели бердыши в 70-х годах XVII века как вооружение у мушкетёров.
Могли ли бердыши использоваться ранее, конечно могли, но информации о каком-то специальном вооружении этим оружиеем до середины XVII века у нас нет.
И самый интересный вопрос, когда дело касается бердышей: могли ли использоваться бердыши как подсошки для стрельбы из пищалей?
А вот тут споры ведутся до сих пор, и окончательного ответа нет. Бердыш — не самый удобный инструмент для использования как опора.
Вот, например, результаты практического эксперимента по использованию бердышей для стрельбы с мушкета:
Как видим в целом стрелять из бердыша можно, специальная подставка - фуркет, для этого конечно лучше подходит, но если нужно, то нужно.
По-моему личному мнению, если бердыш и использовался как подставка для стрельбы, то явление это не носило системного и постоянного характера. С другой стороны, в определённой ситуации в боевой обстановке бердыш вполне мог так использоваться отдельными стрельцами или подразделениями. Впрочем, на обложку я бы такого стреляющего стрельца ставить не стал и вообще бы не использовал. Я бы поставил какую-нибудь такую реконструкцию:
или такую:
Так что время идет и наука не стоит на месте, а со временем даже в известные образы и представления стоит вносить некоторые коррективы.
Ну и напоследок скажу о книгах, посвящённых стрельцам. За последнее время появилось много новых интересных исследований об истории стрелецкого войска и стрельцах. Но мне бы хотелось отметить три книги.
Ну и напоследок скажу о книгах, посвящённых стрельцам. За последнее время появилось много новых интересных исследований об истории стрелецкого войска и стрельцах. Но мне бы хотелось отметить три книги.
Это «Янычары Ивана Грозного» Виталия Пенского и «Московские стрельцы первой половины XVII — начала XVIII века» Алексея Писарева, которые в целом охватывают всю историю стрельцов от создания и до упразднения стрелецкого войска. И книга Максима Романова «Стрельцы Московские». Несмотря на то что книга уже достаточно старая и там можно найти много неточностей, она, пожалуй, единственная содержит описание и историю практически всех московских стрелецких слобод и приказов.
За сим заканчиваю, поскольку воистину о стрельцах и их истории можно разговаривать практически бесконечно, и к стрелецким историям я буду возвращаться и в дальнейшем.
Пока можно посмотреть истории московских приказов у меня на канале:
- о стрелецком приказе Пушечникова на Сухаревке:
- о замоскворецком приказе стрельцов Титова: