На этой неделе сообщество таксистов было взбудоражено новостью: в 2026 году компания Wildberries (она же в просторечии — «Ягодка») начнет развивать собственный агрегатор такси в противовес «Яндекс. Такси» (он же — «Яша»). Вопрос в том, что выиграют водители в битве титанов бизнеса?
Виктор Левин
Таксисты от «Ягодки»: газетная утка или прогноз на будущее?
Начнем с того, что первоисточником новости был не какой-нибудь фейкомет, что признал в летящем камне «Атлас» космический корабль пришельцев, а солидные «Известия». Сразу четыре ответственных товарища рассказали изданию о планах маркетплейса стать значимым игроком и на рынке персональных перевозок.
А почему бы и нет? В июле WB инициировала пилотный запуск собственного сервиса такси в Белоруссии. В августе основатель компании Татьяна Ким информировала о назначении бывшего руководителя российского отделения Gett Анатолия Сморгонского на должность главы нового проекта. В ноябре последовал анонс о начале технической эксплуатации сервиса заказа такси в Узбекистане. На начальном этапе WB Taxi функционирует в режиме «закрытого клуба», предоставляя доступ в первую очередь работникам и партнерам маркетплейса, как сообщили в его пресс-службе.
Помимо частных бизнес-планов «Ягодки», в развитии рынка такси заинтересовано и государство, и миллионы пассажиров. Монополизация одним игроком становится угрожающей. Если в 2020 году доля «Яндекса» среди агрегаторов составляла 70,8% рынка, «Ситимобила» — 20,2%, Gett — 6%, «Везет» — 0,4%, InDriver — 0,1%, а оставшиеся 2,5% заказов приходилось на другие сервисы, то в конце 2024 года она выросла до 96%.
Этот фактор позволяет самим таксистам перекладывать все проблемы отрасли на плечи одного «Яндекса». Водители терпят убытки на коротких заказах? Они перерабатывают аки каторжники на галерах? Замучены штрафами и поборами?.. Во всем виноват «Яша»!
Известный влогер-таксист из Казани, ведущий свои каналы в соцсетях под ником Таксист-социалист, вспоминает, что золотое время для водителей было лет пять назад, когда «Яндекс» только заходил на рынок и активно боролся с местной сетью «Диди». Пассажирам тогда раздавали скидки, а водителям — надбавки.
— Когда «Диди» ушел из Казани, «Яндекс» понял, что пора возвращать свои инвестиции и поднимать комиссионные с водителей. — резюмирует эксперт. — В итоге выбора у таксистов не осталось: либо Яша, либо меняй работу.
Но сегодня на горизонте забрезжил лучик надежды. А вдруг у «Ягодки» все получится, а «Яша» будет более благосклонен к требованиям таксистам, снизив базовую комиссию с 20 до 10 процентов?
Но прошло немного времени со времени публикации «Известий» — и уже авторитетные РИА Новости выдают опровержение:
«Говорить о запуске сервиса такси в России пока не приходится, компания сосредоточена на тестировании проекта в других странах — Беларуси и Узбекистане», — сказали в пресс-службе.
Однако в опровержении пресс-службы нет ни слова о том, что WB отказалась от проекта российского такси. Вероятно, что компании просто не хочет заявлять о конкретных датах и реальном масштабе сервиса, — уж слишком велик соблазн занять свою долю на рынке с объемом 4,5 триллиона рублей.
Ну, а кроме того, кто сказал, что у «Яндекс. Такси» сегодня нет конкурентов в отношении таксистов?
Как доставки маркетплейсов работают против Яши
Буквально сегодня утром, 21 декабря к автору этой статьи приехала доставка продуктов от «Озон — Фреш». «Ладу Ларгус», обклеенную фирменными логотипами, водит молодой парень лет 25. На нескромный вопрос о его доходах, он отвечает без всяких обиняков: 9 тысяч рублей за смену продолжительностью 12 часов с 8 утра до 20 вечера.
— И сколько вы платите за аренду автомобиля? За бензин? Ремонты?
— Нисколько. -отвечает водитель. — Все расходы и машина за счет «Озона».
При этом заработать можно и больше 9 тысяч рублей за смену, если приезжать к 5 утра. Но 15-часовой график испытание не из легких. Хотя далеко не все рабочее время доставщики «Озона» проводят за рулем. Перерывы между выездами бывают до двух часов и больше, можно нормально поесть, расслабиться… Кроме того, важно, что география поездок ограничена Новой Москвой и Наро-Фоминским районом Подмосковья (главный склад находится в Климовске). В отличие от московских таксистов, стоять в пробках и пытаться угодить самым «сложным» клиентам не приходиться.
— Почему тогда таксисты говорят, что едва тысячу рублей в день зарабатывают, не вылезая по 14 часов из машины? Почему не идут в доставку «Озона» и «Ягодки»?
— Как не идут?! Идут. Я сам больше года отработал с «Яндексом». — отвечает водитель. — И зарабатывал не меньше, но ушел потому что надоело развозить пьяных мужиков и слишком капризных дамочек. В доставке у нас молчаливый груз…
И да, таксисты в Москве и Подмосковье и доставщики — это единая кадровая система, сообщающиеся сосуды. Так что никакого критического разрыва в доходах у них быть не может. А это значит, что по факту конкуренция за кадры с «Яндексом» существует.
Не Москвой единой: на что надеяться провинциальному таксисту
Разумеется, что благостная на первый взгляд картина по заработкам в столице и вокруг нее не отменяет реальных проблем в провинции и особенно в небольших городах и весях. Наша статья «Нагнуть Яшу и бич-пассажиров»: к чему приведет забастовка таксистов 15 декабря набрала в Дзене около тысячи комментов, из которых можно составить пазл проблем и трудностей, с которыми сталкиваются таксисты.
Трудно поспорить с тем, что агрегаторы используют непрозрачность ценообразования (это когда водитель видит итоговую сумму только после завершения поездки), что проблемы с GPS приводят к автоматическим штрафам и снижению рейтинга водителей, что большинство заказов в часы пик невыгодны от слова «вообще», при этом у таксистов нет ни социальных гарантий в виде отпусков и больничных, ни защиты от судебных исков после ДТП, а новые автомобили, их ремонт и запчасти для самозанятых стали непозволительной роскошью.
Не удивительно, что по данным опросов, более 60% таксистов испытывают симптомы депрессии или тревожности, а любую критику в свой адрес принимают за личные оскорбления.
«В статье полное вранье! Или заказуха, или автор не видел и не общался ни с одним таксистом. А те, кто орет про „бездельников“ и „походы“ на завод, пусть покрутят 7 дней в неделю баранку по 10-12 часов в сутки, потом пишут комментарии.Думаю, они будут другие! Да и заводов у нас по России по пальцам можно пересчитать. „Скотных дворов“ у нас в России тоже не осталось. Условия „Яши“ — полное неуважение к тем, кто на них работает! И, пишущие здесь, в курсе, что идет огромное сокращение рабочих мест? Или Вы на другой планете живете?» — пишет нам Мария Рыжова.
Увы, Мария, любому пиарщику известно, что «Яндекс» заказных статей про себя любимого не размещает и никогда этим не занимался. А мы в свою очередь лишь показали очевидный конфликт между пассажирами такси и водителями, репутация которых оставляет желать лучшего.
А что касается реформ и перемен в такси, то готовы вместе тысячами водителей поддержать предложения Антона — основателя сервиса fodrivers.ru, созданного для поддержки водителей.
Только не стоит истерить о том, что все это — благие пожелания в никуда, а власть честных тружеников руля и колес не услышит и не поймет. Как раз наоборот, в последние дни принятые весьма полезными для таксистов решения. Самозанятым таксистам, например, разрешили работать без постоянной регистрации в регионе.Также им разрешено не выполнять требования по локализации автомобилей аж до 2033 года. То есть 1 марта 2026 года никто не погонит с улиц и площадей наши любимые некитайские иномарки.
---