Найти в Дзене
GRG

Создан битум, способный вдвое продлить срок службы дорожного покрытия

Студенты Владимирского государственного университета разработали инновационную технологию производства неокисленного битума из отходов нефтепереработки. Этот материал может увеличить срок службы дорожного покрытия в 1,5–2 раза и при этом обходиться дешевле традиционного. Сейчас дорожный битум производят путём окисления тяжёлых нефтяных остатков (гудрона) воздухом при высоких температурах. Это повышает твёрдость, но делает материал более хрупким на морозе и ускоряет его старение — покрытие быстрее трескается и разрушается. Вместо окисления используется каталитический крекинг на границе раздела фаз при относительно низких температурах. Проще говоря, тяжёлые отходы нефтепереработки (гудрон, мазут, тяжёлые нефти) перегоняют в специальной колонне при заданных давлении и температуре, чтобы получить битум нужных свойств. Полноценный выход на рынок может занять от 5 до 10 лет — нужны испытания, сертификация и строительство промышленной установки. Итог: Разработка студентов ВлГУ предлагает не т
Оглавление

Студенты Владимирского государственного университета разработали инновационную технологию производства неокисленного битума из отходов нефтепереработки. Этот материал может увеличить срок службы дорожного покрытия в 1,5–2 раза и при этом обходиться дешевле традиционного.

В чём проблема обычного битума?

Сейчас дорожный битум производят путём окисления тяжёлых нефтяных остатков (гудрона) воздухом при высоких температурах. Это повышает твёрдость, но делает материал более хрупким на морозе и ускоряет его старение — покрытие быстрее трескается и разрушается.

Как работает новая технология?

Вместо окисления используется каталитический крекинг на границе раздела фаз при относительно низких температурах. Проще говоря, тяжёлые отходы нефтепереработки (гудрон, мазут, тяжёлые нефти) перегоняют в специальной колонне при заданных давлении и температуре, чтобы получить битум нужных свойств.

Преимущества неокисленного битума

  • Большая долговечность: меньше подвержен окислению от кислорода, УФ-излучения и нагрева.
  • Устойчивость к температурам: остаётся эластичным в холод (меньше трещин) и стабильным в жару (меньше колейности).
  • Лучшее сцепление с щебнем и песком, что повышает прочность и водостойкость асфальта.
  • Снижение стоимости производства на 10–20% по сравнению с традиционным битумом.

Текущий статус проекта

  • Технология защищена двумя патентами.
  • Проект получил грант «Студенческий стартап» в 1 млн рублей.
  • Налажено сотрудничество с АО «ДСУ-3», где планируется разместить опытно-промышленную установку.
  • Аналогов в России пока нет.

Когда ждать на дорогах?

Полноценный выход на рынок может занять от 5 до 10 лет — нужны испытания, сертификация и строительство промышленной установки.

Итог: Разработка студентов ВлГУ предлагает не только более прочный и долговечный дорожный материал, но и экономичное решение для использования отходов нефтепереработки. Если технология будет успешно внедрена, это может значительно улучшить качество российских дорог и снизить затраты на их ремонт.