Найти в Дзене
История

Носили ли в Древнем Риме нижнее белье?

На первый взгляд ответ кажется очевидным: римляне, прославленные своей культурой, инженерией и тщательным этикетом, несомненно носили нижнее белье. Трудно представить жителей цивилизации, строившей акведуки и амфитеатры, прогуливающихся по прямым дорогам без чего‑нибудь под туниками. Однако, как объясняет профессор Урсула Роте, реальность с римским нижним бельем гораздо неоднозначнее и невероятно трудна для однозначной реконструкции. «Это довольно спорная тема», — говорит она. Спор начинается с вопроса о том, что именно носили жители Римской империи, но перерастает в более сложные проблемы — как они воспринимали тело, красоту, скромность и статус. Римские писатели оставили подробные описания одежды, причесок, украшений и моды элиты, но почти ничего не сказали о нижнем белье. «В целом римляне об этом особо не говорят», — отмечает Роте. «Это редко изображается». Многие органические ткани, сохранившиеся от римского времени, просто не дошли до нас — за 2000 лет они разрушаются. Немногие
Источник: Wikimedia
Источник: Wikimedia

На первый взгляд ответ кажется очевидным: римляне, прославленные своей культурой, инженерией и тщательным этикетом, несомненно носили нижнее белье. Трудно представить жителей цивилизации, строившей акведуки и амфитеатры, прогуливающихся по прямым дорогам без чего‑нибудь под туниками.

Однако, как объясняет профессор Урсула Роте, реальность с римским нижним бельем гораздо неоднозначнее и невероятно трудна для однозначной реконструкции.

«Это довольно спорная тема», — говорит она.

Спор начинается с вопроса о том, что именно носили жители Римской империи, но перерастает в более сложные проблемы — как они воспринимали тело, красоту, скромность и статус.

Римские писатели оставили подробные описания одежды, причесок, украшений и моды элиты, но почти ничего не сказали о нижнем белье.

«В целом римляне об этом особо не говорят», — отмечает Роте. «Это редко изображается».

Многие органические ткани, сохранившиеся от римского времени, просто не дошли до нас — за 2000 лет они разрушаются. Немногие сохранившиеся предметы одежды и изображения часто дают туманные свидетельства. Эта нехватка данных породила конкурирующие интерпретации.

Источник: Wikimedia
Источник: Wikimedia

Но есть один момент, в котором исследователи уверены относительно: нечто вроде бюстгальтера у римских женщин действительно существовало.

«Мы знаем, что женщины носили повязку вокруг груди, называемую строфионом», — говорит Роте.

Это была простая тканевая полоса, выполнявшая роль поддержки, подобно современному бюстгальтеру. Сам факт ношения строфиона многое говорит о римских представлениях о красоте.

«В римском мире идеалом считалась очень маленькая грудь. Крупная грудь воспринималась как грубая и варварская», — объясняет Роте.

Пышная грудь ассоциировалась с низшим статусом, отчасти потому, что женщины из высших слоев обычно не кормили собственных детей грудью — это делали рабыни‑кормилицы.

Если у женщины была большая грудь, это выдавалo ее как кормящую мать, а плотная повязка‑строфион сигнализировала о тонкой манере и социальном положении. Таким образом строфион, помимо практической функции, входил в систему визуальных знаков, обозначавших место человека в обществе.

Кадры с римскими женщинами в раздельных купальных костюмах, например, знаменитая мозаика «девушки в бикини» из Виллы Романа дель Казале на Сицилии, выглядят как прямое доказательство ношения нижнего белья: там изображены девушки в топах‑бандо и коротких трусиках во время спортивных упражнений.

Но Роте призывает к осторожности: эти мозаики относятся к позднеантичной традиции и удалены по времени от ранней империи, с которой чаще всего ассоциируют Римскую империю.

«Они выглядят так, будто носят трусы и грудную повязку, но мы не знаем, были ли это обычные нижние слои, или одежда для занятий спортом, когда снимали все остальное».

Скорее всего такие комплекты надевались в контексте упражнений или других ситуаций, где одежду намеренно уменьшали.

Свидетельства мужского нижнего белья найти сложнее, но не невозможно.

«Мы знаем, что мужчины носили повязки на бедрах», — говорит Роте, ссылаясь на изображения рабочиеx, атлетов и рабов, где видно, что они снимали верхнюю одежду из‑за жары.

Но вопрос остается: носили ли мужчины повязки постоянно под туниками или только в тех обстоятельствах, когда снимали наружные слои?

Литературные источники неоднозначны. Есть римские тексты, где мужчины обнажаются — это может намекать на отсутствие нижнего белья, но это не твердое доказательство и точно не окончательное.

Очевидно, что одежда в Риме сильно варьировала в зависимости от региона, века и социального слоя. Солдаты, рабочие, рабы и элита одевались по‑разному, а представления о приличии различались между городскими и сельскими районами.

Почему же, зная так много о древних римлянах, вопрос об их нижнем белье остается спорным? Ответ лежит в фундаментальной разнице между римским и современным восприятием скромности и тела. Римское общество было обществом общественных купален, общих латрин, совместного сна и иерархий в доме, где рабы нередко видели своих хозяев раздетыми. Частная жизнь не была направлена на сокрытие тела, поэтому нижнее белье могло не иметь той же важности, что в современных культурах.

Можно заключить, что женщины высших слоев, скорее всего, носили строфион; работающие мужчины и женщины или занимающиеся физическим трудом — повязки и подобные предметы; но большинство населения в повседневной жизни могли и не носить поддевы регулярно.

Как подытоживает Роте: «Это спорный вопрос. Не совсем ясно. Мы не знаем, и, думаю, дискуссия будет продолжаться».

Глубже же этот вопрос показывает культурный разрыв — нижнее белье у римлян, как показатель скромности или личной приватности, просто не имело того значения, которое имеет сегодня.