Найти в Дзене
Доктор Антикризис

Когда кашель не проходит: психосоматический взгляд на постинфекционный кашель у последователя Аюрведы

Клинический запрос:
Клиент — мужчина 38 лет, последователь Аюрведы, придерживается режима питания, йоги, сезонной разгрузки.
После перенесённой ОРВИ сохраняется сухой, навязчивый кашель уже более 8 недель.
Обследование (рентген ОГК, спирометрия, общий анализ крови) без признаков пневмонии, астмы, рефлюкса, постназального синдрома.
Диагноз: постинфекционный (или нейрогенный) кашель. Несмотря на это, клиент ощущает: «Это не просто кашель, а сигнал. Но я не понимаю, о чём он говорит. Друг, учитель это или враг». В современной русскоязычной аюрведической традиции распространена классификация болезней, в которой выделяются пять условных типов: болезни-учителя, болезни-друзья и др. Эта модель, хотя и не встречается в классических санскритских текстах, отражает холистический взгляд на болезнь как на целенаправленный процесс, направленный на восстановление внутреннего равновесия. Но это метафорическая, а не диагностическая система, полезная для терапевтической рефлексии, но не для клиническо

Клинический запрос:
Клиент — мужчина 38 лет, последователь Аюрведы, придерживается режима питания, йоги, сезонной разгрузки.
После перенесённой ОРВИ сохраняется сухой, навязчивый кашель уже более 8 недель.
Обследование (рентген ОГК, спирометрия, общий анализ крови) без признаков пневмонии, астмы, рефлюкса, постназального синдрома.
Диагноз: постинфекционный (или нейрогенный) кашель.

Несмотря на это, клиент ощущает:

«Это не просто кашель, а сигнал. Но я не понимаю, о чём он говорит. Друг, учитель это или враг».

В современной русскоязычной аюрведической традиции распространена классификация болезней, в которой выделяются пять условных типов: болезни-учителя, болезни-друзья и др. Эта модель, хотя и не встречается в классических санскритских текстах, отражает холистический взгляд на болезнь как на целенаправленный процесс, направленный на восстановление внутреннего равновесия.

Но это метафорическая, а не диагностическая система, полезная для терапевтической рефлексии, но не для клинической дифференциации.

Альтернатива из настоящей Аюрведы

В классической Аюрведе болезни классифицируются иначе:

По дошам (Вата, Питта, Капха);

По этапам развития (6 стадий от накопления до проявления);

По причинам:

Пранджняпарадха — ошибка разума (неосознанность),

Асатья индрияртха самйога — неправильное взаимодействие с органами чувств,

Кала-паринама — нарушение ритмов времени (сезонов, возраста, суток).

Самая близкая к «болезням-учителям» идея Пранджняпарадха: болезнь возникает, когда человек живёт в отрыве от своей истинной природы (Свабхавы) и Дхармы.

Рассмотрим истину, скрытую за этой моделью. Она глубоко совместима с психосоматикой и психоанализом.

Запустим психосоматический подход, который не отрицает органического пускового фактора (вирус), но видит в персистенции симптома проявление конфликта. Но начнем издалека.

Клиническая медицина: что такое постинфекционный кашель?

Постинфекционный кашель это:

сухой, раздражающий кашель, начавшийся во время ОРВИ и сохраняющийся более 3–8 недель;

возникает после вирусного повреждения эпителия дыхательных путей;

сопровождается повышенной чувствительностью кашлевых рецепторов («сенсибилизация кашлевого рефлекса»);

не связан с бронхиальной гиперреактивностью, инфекцией или воспалением;

проходит самопроизвольно в течение 4–12 недель у 90% пациентов.

Однако у 10–15% пациентов кашель может стать хроническим.
Причины персистенции не только нейрогенные, но и психоэмоциональные: тревога, гиперконтроль дыхания, травма, подавленный аффект.

Психосоматика: кашель как выражение подавленного аффекта

Франц Александер (один из основателей психосоматики) в работе «Психосоматическая медицина» писал:

«Организм не заболевает без причины. Но причина не всегда микроб. Часто это эмоция, лишённая выхода».

Кашель пограничный симптом:

он локализован в горле, месте перехода от внутреннего к внешнему;

он связан с дыханием, актом, символизирующим связь с миром;

он невольно проявляет то, что скрыто: сдерживаемый плач, гнев, протест.

В психоанализе (Ференци, 1918; Рейх, 1933) подавление первичного крика (при рождении, при боли, при гневе) создаёт мышечное зажатие в груди и горле.
При стрессе тело «вспоминает» эту блокаду — и активирует кашель как замещение крика.

У клиента — последователя Аюрведы — есть дополнительный слой:
он ожидает от себя «очищения», «баланса», «гармонии».
ОРВИ воспринимается как неудача в уходе за собой, как нарушение Дхармы.
Кашель становится воплощением внутреннего упрёка:

«Почему я заболел, если живу правильно?»
«Я не справился. Я не в контроле».

Это классический пример «психосоматического циркула»:
вирус → кашель → тревога → гиперконтроль дыхания → усиление кашля.

3. Сходство Аюрведы и психосоматики: не в диагнозе, а в этике

Здесь важно провести границу:

Аюрведа не является медицинской системой в западном смысле (по определению ВОЗ и Cochrane);

но философия Аюрведы созвучна психосоматике в одном ключевом аспекте:

человек не набор органов, а целостная система, где психика, тело и образ жизни неразделимы.

Например:

Аюрведа говорит о Вата-дисбалансе → сухость, тревога, дрожь, переменчивость;

Психосоматика фиксирует вегетативную неустойчивость, гипервентиляцию, панические симптомы → всё это усиливает постинфекционный кашель.

Рекомендация Аюрведы: «успокоить Вату» — тёплая пища, рутинный сон, сведение к минимуму стимуляции.
Рекомендация психосоматики: «снизить тревожный фон, вернуть контроль через тело» — замедленное дыхание, прогревание, ритм.

Это разные языки одной стратегии: восстановление чувства безопасности через тело.

4. Терапевтический подход

Шаг 1. Убедиться в отсутствии органики
— Повторная спирометрия с метахолиновым тестом (исключить скрытую гиперреактивность);
— pH-метрия (исключить рефлюкс);
— анализ на эозинофилы (исключить эозинофильный бронхит).

Шаг 2. Валидировать опыт клиента

«Вы правы: это не “просто кашель”. Это ваше тело говорит, что оно перегружено уже не вирусом, а внутренним напряжением».

Шаг 3. Психотелесная работа
— Дыхательные практики без контроля: не «правильное дыхание», а наблюдение за дыханием без вмешательства ;
— Голосовые упражнения: мягкий выдох со звуком «хА» — как безопасный способ «выпустить крик»;
— Телесная релаксация: прогревание груди, массаж трапеций (снятие скованности).

Шаг 4. Работа с установкой «я должен быть здоров»
— Разрешить быть уязвимым: «ОРВИ — не провал. Это часть жизни живого человека»;
— Заменить стремление к «очищению» — заботой о себе в настоящем: «Что нужно телу сейчас — а не тому, кем я “должен” быть».

Постинфекционный кашель это не болезнь-враг, но и не мистический «друг» из эзотерических схем.
Это функциональный симптом, указывающий на дисбаланс между ожиданиями Я и реальностью тела.

И психосоматика, и Аюрведа (в своей этической сути) сходятся в одном:

Истинное исцеление начинается не с подавления симптома, а с принятия себя даже в состоянии усталости, кашля и несовершенства.

Когда клиент перестаёт бороться с кашлем и начинает слушать то, что он выражает, симптом теряет свою функцию.
Свобода дыхания возвращается

Литература:

Александер Ф. Психосоматическая медицина: её принципы и применение. М.: Прогресс, 1961.

Ференци Ш. Клинический дневник. М.: Когито-Центр, 2000.

Рекомендации Европейского респираторного общества по хроническому кашлю. European Respiratory Journal, 2020.

Менделевич А.Г. Психосоматика: клиническое руководство. СПб.: Питер, 2015.

Всемирная организация здравоохранения. Стратегия традиционной медицины на 2014–2023 гг. (Аюрведа признана как дополнительная система, а не замена доказательной медицине).

С уважением, пожеланием здоровья и верой в ваш потенциал,
Виктория Вячеславовна Танайлова

Системный психолог, психосоматолог, эксперт по эффективным стратегиям выхода из кризиса и болезней через активацию ресурсного состояния сознания
тел. +7 989 245-16-21, +7 993 315-16-21 (FaceTime, WhatsApp, Telegram)