Найти в Дзене
ИСТОЧНИК

Греби, и точка!

«Первый на Олимпе» (режиссёр Артём Михалков) — это история человека, добившегося успехов и в спорте (получил олимпийские награды, причем несколько), и в изобразительном искусстве. Фильм, действие в котором происходит в послевоенное время, основан на реальной, удивительной судьбе гребца Юрия Тюкалова (1930–2018). Двукратный олимпийский чемпион (плюс олимпийское «серебро»), шестикратный чемпион Европы. А ещё — скульптор, двадцать работ которого, например, находятся в музее-заповеднике «Бородинское поле». Есть они и в других важных местах — музеях и мемориалах. Темой творчества Юрия Тюкалова (пережившего мальчишкой блокаду) стала история России, её армия, флот, море.
Ну, Тюкалов, конечно, молодец, кто ж с этим спорит. Удивительнее другое — молодцом оказался и Артём Михалков! Он снял чёткий, внятный, технически сложный и прекрасно выстроенный фильм.
Тут сделаю маленькое отступление. Наше нынешнее кино принято ругать. Ну, прямо как отечественный футбол и автомобили. Если за дело — ругать

«Первый на Олимпе» (режиссёр Артём Михалков) — это история человека, добившегося успехов и в спорте (получил олимпийские награды, причем несколько), и в изобразительном искусстве. Фильм, действие в котором происходит в послевоенное время, основан на реальной, удивительной судьбе гребца Юрия Тюкалова (1930–2018). Двукратный олимпийский чемпион (плюс олимпийское «серебро»), шестикратный чемпион Европы. А ещё — скульптор, двадцать работ которого, например, находятся в музее-заповеднике «Бородинское поле». Есть они и в других важных местах — музеях и мемориалах. Темой творчества Юрия Тюкалова (пережившего мальчишкой блокаду) стала история России, её армия, флот, море.

Ну, Тюкалов, конечно, молодец, кто ж с этим спорит. Удивительнее другое — молодцом оказался и Артём Михалков! Он снял чёткий, внятный, технически сложный и прекрасно выстроенный фильм.

Тут сделаю маленькое отступление. Наше нынешнее кино принято ругать. Ну, прямо как отечественный футбол и автомобили. Если за дело — ругать можно и нужно. Но вот мне сказал как-то один знакомый блогер: мол, мало я обругал недавний российский фильм. А он разнёс его в пух и прах, и сразу получил тысячи просмотров! Нет. Для красного словца, то есть, для «хайпа» ругать я никого и ничего не собираюсь. Получается, такие критики («критиканы», так точнее) оказываются заинтересованы, чтобы наше кино было плохим. А я, как думаю и все зрители, чтобы оно было хорошим.

Фильм Михалкова-младшего удался уже потому, что последовательно построен по старой, как мир кино, схеме: герой идёт к успеху, преодолевая сложности внешние и внутренние. И добивается своего! По такой же схеме Артём Михалков пытался построить и свой фильм про боксера Попенченко — но не очень успешно. Как говорится, рука дрогнула. Ныне 50-летний Артём Никитич сделал все правильно.

Я не случайно сказал о техническом аспекте. Сделать зрелищный фильм, без скидок на то, что это своё, доморощенное, российское очень сложно. Команда Михалкова проявила изобретательность и находчивость в сооружении специальных приспособлений и создании спецэффектов. А ведь ещё и греблю, не самый увлекательный вид спорта, нужно было показать так, чтобы дух захватывало! И показали.

«Мы сделали уникальные технические приспособления, которые позволили снимать академическую греблю так, как до нас этого никто не делал. Это "Формула–1" на воде!», — с гордостью говорит продюсер Андрей Тартаков. Есть чем гордиться!

Но, конечно, это не главное. Роль Тюкалова я считаю большой удачей нашей звезды Глеба Калюжного. У него сам взгляд, само выражение лица какое-то не нынешнее, а оттуда, из 50-х. Актёрские краски скупы и достоверны. Калюжному и его герою веришь: этот сможет поразить весь мир на первой Олимпиаде, куда попала советская сборная.

Кстати, благодаря игре Калюжного убедительно смотрятся и актуальные политические смыслы — то же противостояние с Западом на спортивном фронте. Всё как надо: наш побеждает в упорной борьбе, и мы понимаем, что речь идёт не только о спорте.

Калюжный и другие исполнители проходили реальные гребные тренировки. Этим, конечно, никого сегодня не удивишь, но в данном случае первоначальные навыки, приобретённые ими на этих тренировках, пошли актёрам на пользу.

Убедительны и другие работы актёров — Елены Лядовой, Андрея Смолякова. Как всегда, хорош — хоть и в небольшой роли ветерана гребли — Владимир Ильин.

Но надо сказать откровенно: фильм большого зрительского успеха всё же не получил. Хотя и провала не было — оценили ленту и критики, и зрители на сайтах отзывов. Сборы не так уж плохи. Может быть, аудиторию отпугнули не слишком удачные байопики, которых вышло за последние годы немало. Дело даже не в качестве работы кинематографистов (хотя и она часто оставляла желать лучшего). Нам предлагают истории людей из советского времени — а в кино ходит молодежь, и имена героев предыдущей эпохи им ничего не говорят.

Не беда. Фильм у Артёма Михалкова получился серьёзный, а такие картины куда долговечнее недолгих зрительских фаворитов. Советую вам его посмотреть и я.

Повторю сказанное мною не раз: прямое, чёткое, ясное высказывание до аудитории всегда дойдет. А здесь вот оно каково (перефразируя известные слова поэта): «Несмотря ни на что, греби, и точка! До конца!». Так и надо.

Мой рейтинг 7,5/10

Автор: Михаил ГУНДАРИН

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций.