Найти в Дзене

Элементарные духи рождения и смерти.

Подборка "Духоведение Рудольфа Штайнера". Дорнах, октябрь 1917г. Курс лекций "Низвержение духов тьмы". Лекция 4. Выдержки. Человечеству, начиная с нашего времени, требуется познать определенные истины о духовных подосновах внешнего мира. И если люди не пожелают добровольно воспринять эти истины, то они принуждены будут учиться им силой устрашающих событий в ходе времен, учиться из самих этих событий. В Мистериях множество подобных истин определенным способом заботливо оберегалось, чтобы широкие массы людей не испытали несвоевременного потрясения от них. Имеется пограничная область, где духовный мир непосредственно граничит с нашим физически-чувственным миром. Об этом пограничном духовном мире человечество главным образом и должно приобрести познание в самое ближайшее время. В этой пограничной области, по ту сторону которой есть другие высшие духовные миры, находятся существа, с которыми люди должны были доселе знакомиться только при определенных обстоятельствах, существа, имеющие опре

Подборка "Духоведение Рудольфа Штайнера".

Дорнах, октябрь 1917г. Курс лекций "Низвержение духов тьмы".

Лекция 4. Выдержки.

Человечеству, начиная с нашего времени, требуется познать определенные истины о духовных подосновах внешнего мира. И если люди не пожелают добровольно воспринять эти истины, то они принуждены будут учиться им силой устрашающих событий в ходе времен, учиться из самих этих событий. В Мистериях множество подобных истин определенным способом заботливо оберегалось, чтобы широкие массы людей не испытали несвоевременного потрясения от них. Имеется пограничная область, где духовный мир непосредственно граничит с нашим физически-чувственным миром. Об этом пограничном духовном мире человечество главным образом и должно приобрести познание в самое ближайшее время.

Имеется пограничная область, где духовный мир непосредственно граничит с нашим физически-чувственным миром.
Имеется пограничная область, где духовный мир непосредственно граничит с нашим физически-чувственным миром.

В этой пограничной области, по ту сторону которой есть другие высшие духовные миры, находятся существа, с которыми люди должны были доселе знакомиться только при определенных обстоятельствах, существа, имеющие определенную задачу во Вселенной в целом, а в частности и задачу, связанную с развитием самого человека. Рассмотрим один из классов таких существ, а именно таких, что в мировых взаимосвязях выполняют свою задачу при рождении и смерти человека. Назовем их элементарными духами рождения и смерти.

Надо освоиться с той идеей, что мир устроен не как хотелось бы человеку, а существует то, что в египетских мистериях называлось железной необходимостью. И к этой железной необходимости относится то, что боги используют такие враждебные физическому развитию мира существа, чтобы с их помощью осуществлять рождение и смерть людей. Когда человек пересекает порог этого мира, он вступает в жизнедеятельность этих существ, которые своими повадками, своими вожделениями и своим воззрением являются разрушителями обычной физической жизни человека. Люди, которые совершенно не могут совладать со своими инстинктами и вожделениями, со своими страстями, узнай они, что мы постоянно окружены разрушительными существами, стали бы использовать силы этих разрушительных существ, но не так, как их используют боги. И чтобы обычная жизнь оставалась защищенной от разрушительного существа элементарных духов рождения и смерти, эта мудрость подлежала замалчиванию.

Элементарные духи рождения и смерти.   Изображения взяты из открытых источников.
Элементарные духи рождения и смерти. Изображения взяты из открытых источников.

Элементарные духи, которые начиная с XVIII века импульсируют нашу культуру, относятся к тому же роду, что и те, которых боги используют для осуществления рождения и смерти. Это одна из тайн, которые должны быть известны человеку современности. И если в древние времена элементарные духи рождения и смерти, в основном, были служителями божественно-духовных правителей мира, то начиная с нашего времени - это действует уже определенное время - эти элементарные духи рождения и смерти являются слугами техники, индустрии, коммерции. Важно, чтобы эта потрясающая истина со всей силой и интенсивностью подействовала на нашу душу.

Ранее, в атлантический период, человек еще был более эластичным во всем своем материальном существе и он при помощи душевного усилия мог вырастать гигантом, а мог оставаться карликом, т.е. все внешнее подчинялось душевному существу. А когда атлантическая эпоха вступила в свой четвертый культурный период, тогда люди сделались в некотором роде повелителями тех же самых элементарных существ, которых раньше боги использовали для роста человека и его физиогномической проработки в целом.

Люди стали повелителями определенных божественных сил, и они их использовали. Результатом этого стало то, что начиная с известного момента атлантической эпохи - где-то примерно в ее середине - стремлением определенных людей стало вредить своим ближним: например, задерживать их рост до карликовых размеров или делать их великанами, так что физический организм у них развивался либо в сторону чрезвычайной смышлености, либо идиотизма.

Атланты стали повелителями определенных божественных сил...
Атланты стали повелителями определенных божественных сил...

В середине атлантической эпохи существовало нечто, что давало в руки людей устрашающую силу. И то, что ранее было исключительно работой богов, стало работой человека. Все это привело к великому беспорядку, сделавшему необходимым закат всей атлантической культуры в ходе последних трех-четырех атлантических культурных периодов. Так что наша культура - это спасенный остаток атлантической культуры, перенесенный на нашу почву.

Сходным образом божественная служба будет перепоручена человечеству, начиная с нашей пятой постатлантической эпохи. Мы стоим у самых истоков того развития техники, индустрии и коммерции, в которых проявляют свою деятельность элементарные духи рождения и смерти. Это будет все больше нарастать и делаться все более решающим. От этого человечество невозможно уберечь, ибо культура должна прогрессировать. Но культура, которая прогрессирует в этом духе, по своей сути не может служить благоденствию человека на физическом плане.

Культура, которая прогрессирует в этом духе, не может служить благоденствию человека...
Культура, которая прогрессирует в этом духе, не может служить благоденствию человека...

Подобные истины неудобны тем, кто без устали провозглашают величие и мощь культурного прогресса, ибо они оторваны от жизни и не знают ничего о восходящем и нисходящем ходе развития человечества. И наподобие того, как произошел закат атлантической эпохи, чтобы могло прийти другое человечество, так же те, кто в наше время погружен в торговую, индустриальную и техническую культуру, несут в себе элементы, которые повлекут закат пятой земной эпохи. И только тот ясно видит положение вещей, кто утверждает: тем самым мы приступаем к работе над тем, что должно привести к катастрофе.

Прозрение, встреча лицом к лицу с необходимым - вот что должно проникнуть в человеческие души. Но для этого необходимо многое, что могло бы капитально изменить душевный склад, тип человеческого мировоззрения. Человечество должно проникнуться внутренними импульсами, которые сегодня охотно отклоняются ради комфортного существования. Сегодня обществу предлагаются всевозможные идеалы, составляются программы, определяются общественные принципы, направления и так далее. Все эти устремления могут быть поистине прекрасными. Но прекрасное абстрактно, оно дел не делает. Надо учиться думать сообразно реальности.

Нет ничего более вредоносного для человечества, чем вера в абсолютный идеал.
Нет ничего более вредоносного для человечества, чем вера в абсолютный идеал.

Стремление к совершенству через какое-то время оборачивается неуверенностью. Добрая воля через некоторое время превращается в предубежденность. Реализуйте какие угодно права, и хорошо если в ходе времени это выльется только в бесправие. Нет ничего абсолютного в этом мире. Такова реальность. Человек стремится к чему-то доброму — в ходе истории оно превращается в дурное. Нет ничего более вредоносного для человечества, чем вера в абсолютный идеал, ибо это противоречит реальному ходу мирового развития.

Излагая вещи в этом роде, хорошо употреблять определенные понятия, не доказательств ради, а для наглядности. Представьте себе маятник. Не правда ли, если маятник отвести в сторону и дать ему свободно упасть, то он возвращается к своему состоянию равновесия.

-6

Под действием этой силы отведенный в сторону маятник совершает и обратное движение. Он несет в себе при этом определенную силу инерции и перемещается в прямо противоположном направлении. Какая-нибудь добродетель - совершенство, благожелательность - проделывает в точности тот же самый путь, а затем перемещается на другую сторону. В ходе развития совершенство становится податливостью, благожелательность становится придирчивым пристрастием, право становится бесправием.

Современный человек должен знать, что само культурное развитие делает все более необходимым вмешательство элементарных духов рождения и смерти. И тем самым люди должны признать вмешательство разрушительного элемента в эволюцию человечества. Эти элементарные духи рождения и смерти — посланцы Аримана. Нисходящее культурное развитие начиная с пятой постатлантической эпохи должно допустить их в культурное развитие, чтобы могла произойти катастрофа.

Само культурное развитие делает все более необходимым вмешательство элементарных духов рождения и смерти.
Само культурное развитие делает все более необходимым вмешательство элементарных духов рождения и смерти.

Сам человек должен проникнуться этими силами. Рикарда Хух говорит, что самое насущное для современного человечества — это познать Дьявола. Так что посланцы Аримана необходимы, дабы произвести то разрушение, которое приведет к будущему культурному прогрессу. Это устрашающая истина, но такова реальность.

Дьявол - это то существо, которое будет носителем культуры будущего, и он должен им быть. Это суровая, но важная истина. Если мудрость не будет руководить этим процессом, разрушительные силы должны вмешаться в основы воспитания, а именно - в воспитание детей. А также во всю социальную жизнь и взаимоотношения людей. Современный человек неохотно воспринимает истину, так как не верит, что истина — это то, что непосредственно исходит из духовного мира и приходит к людям. И это характерная черта современности…

Продолжение . . . Предыдущая стр.