Найти в Дзене
Neakris КодSur

Сюрреалисты и их ключ к подсознанию: как они вызывали образы из глубин разума.

Сюрреалисты мечтали стать проводниками между двумя мирами - рациональным сознанием и иррациональным бессознательным. Их целью было не просто рисовать странные картины, а создать систему, позволяющую обращаться к глубинным пластам психики, минуя контроль разума. Для этого они разработали целый арсенал творческих техник, превративших искусство в своеобразный магический ритуал. Вспомним.Движение зародилось как ответ на глубокий кризис европейского сознания после Первой мировой войны. Сюрреалисты считали, что рациональность и логика, приведшие человечество к невиданной катастрофе, себя дискредитировали. Они опирались на теории Зигмунда Фрейда, для которого бессознательное было источником скрытых желаний и конфликта. НО если Фрейд использовал погружение в бессознательное для лечения, ТО сюрреалисты превратили это в творческий метод. Это стало своего рода революционным порывом. Подобно тому, как революция 1917 года в России стремилась переустроить общество, сюрреалисты хотели совершить рево
Оглавление

Сюрреалисты мечтали стать проводниками между двумя мирами - рациональным сознанием и иррациональным бессознательным.

Их целью было не просто рисовать странные картины, а создать систему, позволяющую обращаться к глубинным пластам психики, минуя контроль разума. Для этого они разработали целый арсенал творческих техник, превративших искусство в своеобразный магический ритуал.

Вся Философия сюрра основывается на том, что разуму говорят: «нет!»

Вспомним.Движение зародилось как ответ на глубокий кризис европейского сознания после Первой мировой войны. Сюрреалисты считали, что рациональность и логика, приведшие человечество к невиданной катастрофе, себя дискредитировали.

Они опирались на теории Зигмунда Фрейда, для которого бессознательное было источником скрытых желаний и конфликта.

НО если Фрейд использовал погружение в бессознательное для лечения, ТО сюрреалисты превратили это в творческий метод.

Это стало своего рода революционным порывом. Подобно тому, как революция 1917 года в России стремилась переустроить общество, сюрреалисты хотели совершить революцию в искусстве и сознании, освободив его от диктата разума, католической морали и буржуазных условностей.

Целью было создать «чистый психический автоматизм» выразить реальное функционирование мысли без контроля со стороны разума, эстетики или морали.

Можно сказать, что у художников был целый Арсенал техник: как обмануть сознание.

Методы сюрреалистов можно условно разделить на две группы: пассивные (автоматические) и активно-критические.

1. Пассивный автоматизм: позволить руке вести себя.

Эти методы предполагали максимальное отстранение сознания, чтобы «рука писала сама».

  • Автоматическое письмо и рисунок: Основополагающая техника, с которой всё началось. Нужно войти в пассивное, медитативное состояние и позволить руке свободно двигаться по бумаге, не думая о результате. Первым значимым произведением стал текст «Магнитные поля» (1919), созданный Андре Бретоном и Филиппом Супо.
  • Фроттаж (натирание): Метод Макса Эрнста. Лист бумаги кладется на рельефную поверхность (дерево, ткань, листья) и натирается графитом

В полученных случайных текстурах художник затем находил фантастические образы — животных, города, пейзажи.

  • Граттаж (процарапывание): Живописный эквивалент фроттажа. Холст, покрытый краской, помещается на рельефный предмет, после чего краска соскабливается, обнажая причудливые формы.

Декалькомания: Техника, принесённая в группу Оскаром Домингесом. Влажная краска наносится на один лист, накрывается другим и резко отрывается. Полученные случайные разводы становились основой для доработки и фантазий.

2. Активно-критические методы: управляемый бред

В отличие от пассивного потока, здесь сознание не отключается, а направляется в особое, провокационное русло.

  • Параноидально-критический метод Сальвадора Дали: Самый известный и уникальный подход. Дали считал пассивный автоматизм слишком хаотичным. Его метод — это контролируемая паранойя, сознательное вхождение в бредоподобное состояние, чтобы увидеть в одном объекте несколько других.

Как это работало: Художник фокусировался на объекте до тех пор, пока не начинал видеть в нём иные формы (например, лицо Вольтера в композиции из скал и монахинь).

  • Затем он филигранно выписывал эту иллюзию на холсте, создавая двойные образы.
  • Суть: Критическое (сознательное) осмысление параноидальных (иррациональных) ассоциаций. Это был гиперконтроль над хаосом, а не отказ от контроля.
  • Коллаж и «Изысканный труп»: Техника создания коллективного произведения, когда каждый участник дополняет рисунок или фразу, не видя предыдущей части

Результат — абсурдные и поэтичные сочетания, рождённые коллективным бессознательным.

Наследие сюрреализма.

Сюрреалисты оставили не просто набор странных картин. Они подарили миру инструментарий для исследования внутреннего мира.

  • Расширение границ искусства: Они доказали, что творческий акт может начинаться со случайности, натирания, процарапывания или коллективной игры.
  • Культура эксперимента: Их методы повлияли на абстрактный экспрессионизм (техника разбрызгивания краски Джексона Поллока родом из экспериментов Эрнста), психоделическое искусство, современный коллаж и даже дизайн.

Диалог с наукой: Сюрреализм стал одним из первых художественных течений, который активно и системно использовал достижения психологии (психоанализа) для своих целей

Дали однажды сказал: «Я сам не понимаю своих картин, потому что они имеют слишком глубокий смысл». В этом — вся суть сюрреализма: это не искусство безумия, а осознанная попытка навести мосты между порядком и хаосом, разумом и сновидением, чтобы обнаружить ту самую «сверхреальность» (sur-réalité), которая скрывается за видимым миром.

#Сюрреализм #ПодсознаниеВИскусстве #АвтоматическоеПисьмо #артблог #ТехникиСюрреализма #современноескусство #концептуальноеискусство