Найти в Дзене

Что должно сформироваться у ребёнка, чтобы появились местоимения

Рубрика "Вопрос - ответ"
❓ "Перед местоимениями должно что-то сформироваться? А я последние месяцы убедил себя, что местоимения и есть та самая база, на которую должны наложиться все речевые и мыслительные механизмы. И то, что наши ранние занятия не строились вокруг местоимений, как вокруг главной оси, это и есть причина нашего замедленного продвижения."
🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹🅾️ Мой ответ будет
Оглавление

Рубрика "Вопрос - ответ"

❓ "Перед местоимениями должно что-то сформироваться? А я последние месяцы убедил себя, что местоимения и есть та самая база, на которую должны наложиться все речевые и мыслительные механизмы. И то, что наши ранние занятия не строились вокруг местоимений, как вокруг главной оси, это и есть причина нашего замедленного продвижения."

🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹

🅾️ Мой ответ будет кратким, но ёмким.

Тема сложнейшая, при её обсуждении всегда идут дискуссии. Поэтому нет смысла углубляться, многословие только ещё больше озадачит читателей.

Почему же автор вопроса запутался в том, что местоимения "тянут" за собой созревание отдельных речевых структур или наоборот, приходят как следствие их формирования?

✅ Потому что при нарушении коммуникативной функции речи есть непреложные рекомендации: вводить местоимения механически.

Лучше пусть ребёнок использует местоимения без понимания их значения, чем будет выделяться своей речью, совсем игнорируя их.

❗И это верная установка. Пока идёт "техническая обкатка" местоимения, мы продолжаем развивать связи в тех самых структурах речевых зон, которые и приведут ребёнка к истинному пониманию значения этой части речи.

🤔 Однако такой порядок позволяет думать, что именно местоимения и формируют нужные структуры. Но нет!

Что же предшествует местоимениям?

Достаточно вспомнить школьные знания, чтобы разобраться в этом вопросе.

Местоимения указывают на именные части речи, но не называют их.

Вся глубина заключена в одном этом предложении.

✅ Ребёнок должен иметь внутреннее представление (конечно, не на уровне школьных правил) обо всех именных частях речи.

А их несколько:

  • Имя существительное.
  • Имя прилагательное.
  • Имя числительное.

Да ещё и наречия могут заменяться местоимениями.

❗Чувствуете размах лексической задачи, которая стоит перед ребёнком!

✅ Идём по определению дальше. Чтобы заменить одну часть речи на другую, нужен достаточно высокий опыт обобщений.

❗Тоже задача не из лёгких! Мы же не зря начинаем с только-только заговорившим ребёнком разбирать классификационные признаки, которые позволяют отличить одно от другого. Вовсе не для того мы это делаем, чтобы он блистал при встрече с психологом.

Нам нужна глубокая база речевого понимания, на которую "ложатся" в том числе и местоимения.

✅ И ещё одно принципиальное слово из определения - "указывают".

❗Чтобы ребёнок вам на что-либо указал с помощью речи, он должен хотеть этого, то есть необходима зрелая коммуникативная потребность. Ого-го, какая труднейшая задача!

✅ Вот и всё объяснение сложности вхождения в речь ребёнка местоимений.

Эта резная деревянная скульптура потрясла меня точностью и сложностью исполнения. Сколько труда вложено мастерами Индонезии. Это я намекаю на грандиозность задачи формирования речи!
Эта резная деревянная скульптура потрясла меня точностью и сложностью исполнения. Сколько труда вложено мастерами Индонезии. Это я намекаю на грандиозность задачи формирования речи!

Резюме

Нам надо решить три архисложные задачи.

  1. Помочь ребёнку освоить несколько частей речи
  2. Довести уровень обобщения до необходимого.
  3. Сформировать коммуникативную потребность.

Хочется сказать, ох!

Всем успехов в развитии речи!