Рубрика "Вопрос - ответ"
❓ "Перед местоимениями должно что-то сформироваться? А я последние месяцы убедил себя, что местоимения и есть та самая база, на которую должны наложиться все речевые и мыслительные механизмы. И то, что наши ранние занятия не строились вокруг местоимений, как вокруг главной оси, это и есть причина нашего замедленного продвижения."
🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹🔹
🅾️ Мой ответ будет кратким, но ёмким.
Тема сложнейшая, при её обсуждении всегда идут дискуссии. Поэтому нет смысла углубляться, многословие только ещё больше озадачит читателей.
Почему же автор вопроса запутался в том, что местоимения "тянут" за собой созревание отдельных речевых структур или наоборот, приходят как следствие их формирования?
✅ Потому что при нарушении коммуникативной функции речи есть непреложные рекомендации: вводить местоимения механически.
Лучше пусть ребёнок использует местоимения без понимания их значения, чем будет выделяться своей речью, совсем игнорируя их.
❗И это верная установка. Пока идёт "техническая обкатка" местоимения, мы продолжаем развивать связи в тех самых структурах речевых зон, которые и приведут ребёнка к истинному пониманию значения этой части речи.
🤔 Однако такой порядок позволяет думать, что именно местоимения и формируют нужные структуры. Но нет!
Что же предшествует местоимениям?
Достаточно вспомнить школьные знания, чтобы разобраться в этом вопросе.
Местоимения указывают на именные части речи, но не называют их.
Вся глубина заключена в одном этом предложении.
✅ Ребёнок должен иметь внутреннее представление (конечно, не на уровне школьных правил) обо всех именных частях речи.
А их несколько:
- Имя существительное.
- Имя прилагательное.
- Имя числительное.
Да ещё и наречия могут заменяться местоимениями.
❗Чувствуете размах лексической задачи, которая стоит перед ребёнком!
✅ Идём по определению дальше. Чтобы заменить одну часть речи на другую, нужен достаточно высокий опыт обобщений.
❗Тоже задача не из лёгких! Мы же не зря начинаем с только-только заговорившим ребёнком разбирать классификационные признаки, которые позволяют отличить одно от другого. Вовсе не для того мы это делаем, чтобы он блистал при встрече с психологом.
Нам нужна глубокая база речевого понимания, на которую "ложатся" в том числе и местоимения.
✅ И ещё одно принципиальное слово из определения - "указывают".
❗Чтобы ребёнок вам на что-либо указал с помощью речи, он должен хотеть этого, то есть необходима зрелая коммуникативная потребность. Ого-го, какая труднейшая задача!
✅ Вот и всё объяснение сложности вхождения в речь ребёнка местоимений.
Резюме
Нам надо решить три архисложные задачи.
- Помочь ребёнку освоить несколько частей речи
- Довести уровень обобщения до необходимого.
- Сформировать коммуникативную потребность.
Хочется сказать, ох!
Всем успехов в развитии речи!