На просторах «Дзена» я нередко ищу каналы, посвящённые единоборствам. Когда-то и у меня был опыт в боевом джиу-джитсу, а тут я нашёл человека, который ведёт условно то же, чем я занимался, но школа называется по-другому.
Здравствуйте, меня зовут Ярослав Юрьевич Ляшенко. Я коренной ростовчанин, но больше 15 лет своей жизни прожил в Сочи. Там же заканчивал школу, институт и работал в Департаменте физической культуры и спорта при городской администрации.
В 2012 году мы вернулись в Ростов, и я стал президентом АНО «Международный центр исследований и развития боевых искусств "Синтез" имени Юрия Ляшенко».
Впервые центр боевых искусств «Synthesis» был основан моим отцом на базе первой в Ростове-на-Дону городской Федерации восточных единоборств в далёком 1986 году. Мне тогда был всего один годик, но я рос в зале единоборств буквально.
В 1991 году мой отец основал Профессиональную лигу кикбоксинга «Синтез» и стал проводить турниры в Ростовском государственном цирке.
Когда мне было 8 лет, в 1993-м, мой отец как вице-президент Всеевразийской федерации кикбоксинга, технический директор Karate International Council of Kickboxing и один из трёх представителей ISKA в России был включён в «Энциклопедию профессионального кикбоксинга».
Мой отец воспитал не одного чемпиона мира и Европы среди профессионалов, с которыми я рос и которые меня всячески опекали как сына сенсея. В частности, моя старшая сестра Елена — чемпионка СНГ по кикбоксингу в разделе фулл-контакт.
Мои достижения более скромные: я был призёром и победителем международных турниров по боевым искусствам, но это никогда не было и не будет для меня главным.
На настоящий момент я являюсь шеф-инструктором школы современного джиу-джитсу «Синтез», обладателем титула сихан и 7 дана по боевому джиу-джитсу и каратэ, 6 дана по кикбоксингу.
Обратите внимание, какое направление джиу-джитсу Ярослав развивает:
Мы развиваем международное спортивно-прикладное единоборство «Боевое джиу-джитсу», также известное как комбат дзю-дзюцу.
Традиционное дзю-дзюцу всё-таки больше захватно-ударное направление, в боевом джиу-джитсу мы уделяем повышенное внимание ударной технике наряду с остальной. Ведь это изначально гибрид, который берёт ударную технику из каратэ и кикбоксинга.
Также на наших тренировках в школе современного джиу-джитсу «Синтез» мы очень много работаем над различными вариантами и сценариями клинча и ближнего боя.
В айкидо спаррингов нет, в некоторых направлениях джиу-джитсу нет спаррингов. Но есть ли в школе Jujutsu Synthesis?
В комбат дзю-дзюцу спарринги — это естественная часть подготовки, мы регулярно их проводим.
А также мы организуем турниры, клубные поединки или же даём возможность нашим бойцам участвовать в соревнованиях по другим направлениям, вроде самбо, рукопашного боя, каратэ, ММА и так далее. Тем не менее, как я уже говорил, для меня эта составляющая подготовки носит второстепенный характер.
Главное — мы учим, как пресекать драку (самооборона), а если нет такой возможности, то вести бой с минимальными ограничениями. В этом смысле правила в боевом джиу-джитсу максимально универсальны и приближены к условиям реальной уличной драки.
Но всё же, какое лучшее средство для самообороны?
Лучшим средством является ваш ум: способность адекватно оценить уровень угрозы и возможные последствия от ваших действий и действий противника. Техника айкидо, а я являюсь ещё и вице-президентом Федерации айкидо Чеченской Республики, является отличным способом защиты от пьяных приставаний. Для более серьёзных ситуаций нужна более жёсткая техника, над которой мы работаем на наших тренировках по комбат дзю-дзюцу.
На остальные средства вроде газового баллончика я бы сильно не полагался, так как его ещё нужно успеть достать, а удар в челюсть — это доля секунды…
Всегда, когда знакомлюсь с новыми авторами «Дзена» и коллегами по цеху, интересуюсь их отношением к таким «мастерам», как Чхарек, Извор, Александр Соловей (который кидал на меня жалобы). В общем, ответ был максимально тактичным.
В любой сфере есть такие люди, которые любят не искусство, а собственные чудачества и придумки. Без них было бы скучно…
А как же чувствует себя спорт в России?
Это сложный вопрос. В СССР система спортивной подготовки была на очень высоком уровне, её до сих пор анализируют топовые, в том числе американские, спортивные организации.
В настоящий момент перед госструктурами стоит задача победить излишнюю бюрократию.
Пока эта борьба идёт с переменным успехом, отсюда и многие проблемы. Но я уверен, что раз сама задача есть, победа будет за теми, кто настроен конструктивно, на прогресс и развитие.
Второй вопрос, который стараюсь задавать регулярно, — это отличие спорта от боевого искусства.
Спорт — это фехтование на учебном оружии, работа на оценку. В боевом искусстве это один из методов подготовки, как в кэндо: бой на учебных мечах и в защитной экипировке.
Задача в боевых искусствах — выживание, подготовка к различным сценариям боя, в том числе если противник вооружён или их несколько.
Здесь примером может быть пенчак силат. В 2013 году я провёл у себя в зале семинар с мастером из США, получив степень инструктора по этому экзотическому боевому искусству.
Тогда Джейк говорил мне, что мастера Индонезии не хотят превращать силат в спорт, а сейчас он возглавляет Спортивную ассоциацию пенчак силат США…
Одна из причин популярности спорта — массовое развитие.
Помните, как силовики искали мигрантов? В Краснодаре силовики положили детей лицом в пол, и да, те силовики были с оружием.
Я к этому никак не отношусь. «Синтез» сотрудничает с Центром «Антитеррор "Щит"», и я хорошо знаю психологию силовиков. Это отличные и порядочные люди, настоящие современные самураи. У них есть свой кодекс чести. Потому, если мы что-то где-то слышали, но у нас нет подлинной (в этом случае оперативной) информации, нельзя кричать о жестокости полиции или беспределе, как это многие любят делать. Мы живём в такое время, когда слухи множатся очень быстро, — это часть информационной войны против нашего общества.
Дополню только, что после инцидента в Краснодаре командование было крайне недовольно подобной выходкой и пообещало подобного не повторять.
Тут же логический вопрос касаемо взаимодействия между государством и спортивными организациями.
Популяризация государством здорового образа жизни уже создаёт отличные условия для развития любых спортивных организаций, которые готовы приносить пользу обществу, а не только самим себе.
Заключение.
Огромное спасибо Ярославу Юрьевичу за диалог. Делитесь вашим мнением в комментариях. Надеюсь, это не последняя наша беседа, и, учитывая, что мы с одного региона, возможно, мы увидимся ещё и вживую. Все ответы я оставил в том виде, в котором они ко мне пришли. Если хотите лично ознакомиться с автором, залетайте к нему в соцсети.