Найти в Дзене
Книжный слушатель

«Августейшие. Куклы» на Волхонке: вот она, мечта Козетты

С детства помню историю о маленькой бедняжке Козетте, ее мама умерла и девочке пришлось работать служанкой у злого трактирщика. Однажды она увидела куклу, которая продавалась в деревенской лавке за 30 франков. Красавица-кукла в нарядном платье и с блестящими волосами стала символом счастья для Козетты. И как же я радовалась, когда добрый человек Жан Вальжан подарил девочке куклу! Отрывки из романа Виктора Гюго «Отверженные» были помещены в советском альманахе «Живые страницы» для детского чтения. Девочкам нравился отрывок «Козетта», для мальчиков предназначался «Гаврош». В младших классах я читала эти отрывки много-много раз и они, вкупе с переживаниями за героев, надежно сохранились в памяти. И я сразу вспомнила о кукле для Козетты, когда пришла на выставку «Августейшие. Куклы» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина (ул. Волхонка, 12). Стена в одном из залов превратилась в подсвеченную витрину с куклами, искусно изготовленными мастерами из Франции и Германии во второй половине
Кукла 1888-1890 годов, изготовитель "Жюмо и Ко"
Кукла 1888-1890 годов, изготовитель "Жюмо и Ко"

С детства помню историю о маленькой бедняжке Козетте, ее мама умерла и девочке пришлось работать служанкой у злого трактирщика. Однажды она увидела куклу, которая продавалась в деревенской лавке за 30 франков. Красавица-кукла в нарядном платье и с блестящими волосами стала символом счастья для Козетты. И как же я радовалась, когда добрый человек Жан Вальжан подарил девочке куклу!

Отрывки из романа Виктора Гюго «Отверженные» были помещены в советском альманахе «Живые страницы» для детского чтения. Девочкам нравился отрывок «Козетта», для мальчиков предназначался «Гаврош». В младших классах я читала эти отрывки много-много раз и они, вкупе с переживаниями за героев, надежно сохранились в памяти.

Кукла 1890-е годы, изготовитель Эмиль Дуйе
Кукла 1890-е годы, изготовитель Эмиль Дуйе

И я сразу вспомнила о кукле для Козетты, когда пришла на выставку «Августейшие. Куклы» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина (ул. Волхонка, 12). Стена в одном из залов превратилась в подсвеченную витрину с куклами, искусно изготовленными мастерами из Франции и Германии во второй половине XIX века. Милые фарфоровые личики, платья по моде того времени, одна кукла держала в руках зонтик, рядом с другой стоял чемодан для путешествий… А вот большая упаковочная коробка с нарядной куклой внутри; легко представить, как такую коробку снимают с магазинной полки, перевязывают атласной лентой и вручают маленькой Козетте.

С. Шерадам, "Девочка с куклой"(1820-е годы)
С. Шерадам, "Девочка с куклой"(1820-е годы)

Изготовление художественных кукол началось во Франции в середине XIX века. Игрушечные головы, ручки и ножки были выполнены из фарфора, дерева или сложного композитного материала, составленного из опилок и клея. Стоимость куклы с модной одеждой и аксессуарами могла быть очень высокой, недаром Козетта думала, что только королевы и принцессы играют с такой красавицей; ее мысли вполне соответствовали реальности. Писатель Гюго точно изображал оттенки чувств и настроений своего времени; тяга к красоте и горечь социального неравенства нашли отражение в истории с куклой, как в капле воды.

-4

На выставке «Августейшие. Куклы» много любопытных экспонатов конца XIX-начала XX века: кукольная мебель и посуда, заводные механические бульдоги, игрушечная железная дорога, кукольный театр цесаревича Алексея… Но мои читательские воспоминания вывели на первый план именно куклу в упаковочной коробке.

Кукла в русском костюме. Италия, 1924
Кукла в русском костюме. Италия, 1924

Кстати, я так и не прочитала роман «Отверженные» целиком, ограничившись «Козеттой» и «Гаврошем». Пора наверстать упущенное, есть аудиокнига «Отверженные» в исполнении одного из моих любимых чтецов, актёра Александра Бордукова. Длительность аудиокниги более 24 часов, но душевный голос и актёрское обаяние чтеца наверняка сделают погружение в роман увлекательным. По статистике, сейчас взрослые слушатели аудиокниг часто обращаются к классике, с которой когда-то не успели познакомиться; вот и я последую общей тенденции.