Найти в Дзене

Черный цвет как символ знати в Средневековье

Из-за внезапного взлета в популярности черного цвета, который начался примерно в середине XIV века, можно сказать, что это стало прямым следствием строгих законов и правил, регулировавших одежду в то время. Эта тенденция зародилась в Италии и изначально была характерна только для городских жителей. Некоторые купцы, обладая значительным состоянием, но не имея возможности войти в ряды дворянства или даже высших слоев общества, столкнулись с ограничениями. Им было запрещено носить слишком яркие красные ткани (например, роскошные венецианские алые) или насыщенные синие оттенки (известные как флорентийский "павлиний" синий). В ответ на эти запреты, в качестве своеобразного вызова или насмешки, они начали одеваться в цвет, который не подпадал под эти ограничения. Это был черный – цвет, который до тех пор считался скромным и не пользовался особым спросом. Однако, будучи состоятельными, эти купцы потребовали от красильщиков создать новые, более насыщенные, яркие и привлекательные оттенки черно

Из-за внезапного взлета в популярности черного цвета, который начался примерно в середине XIV века, можно сказать, что это стало прямым следствием строгих законов и правил, регулировавших одежду в то время.

Эта тенденция зародилась в Италии и изначально была характерна только для городских жителей. Некоторые купцы, обладая значительным состоянием, но не имея возможности войти в ряды дворянства или даже высших слоев общества, столкнулись с ограничениями. Им было запрещено носить слишком яркие красные ткани (например, роскошные венецианские алые) или насыщенные синие оттенки (известные как флорентийский "павлиний" синий).

В ответ на эти запреты, в качестве своеобразного вызова или насмешки, они начали одеваться в цвет, который не подпадал под эти ограничения. Это был черный – цвет, который до тех пор считался скромным и не пользовался особым спросом. Однако, будучи состоятельными, эти купцы потребовали от красильщиков создать новые, более насыщенные, яркие и привлекательные оттенки черного. К 1360-м годам, благодаря этому спросу, красильщики смогли добиться желаемых результатов.

Стиль черного во Флоренции
Период теократического правления Савонаролы во Флоренции, продлившийся с 1494 по 1498 год, ознаменовался введением жестких реформ, в том числе касающихся дресс-кода. Несмотря на его уход, предписанный им стиль строгой черной мужской одежды сохранялся еще некоторое время. Однако со временем этот скромный, аскетичный черный цвет, насаждаемый доминиканским тираном, трансформировался в более изысканный и дорогой вариант, ставший символом статуса для состоятельных граждан.
История Антонио ди Джузеппе Ринальдески. Анонимный Флорентийская живопись, ок. 1500 - 1501. Флоренс, муза Штибберт.
Стиль черного во Флоренции Период теократического правления Савонаролы во Флоренции, продлившийся с 1494 по 1498 год, ознаменовался введением жестких реформ, в том числе касающихся дресс-кода. Несмотря на его уход, предписанный им стиль строгой черной мужской одежды сохранялся еще некоторое время. Однако со временем этот скромный, аскетичный черный цвет, насаждаемый доминиканским тираном, трансформировался в более изысканный и дорогой вариант, ставший символом статуса для состоятельных граждан. История Антонио ди Джузеппе Ринальдески. Анонимный Флорентийская живопись, ок. 1500 - 1501. Флоренс, муза Штибберт.

Черная одежда как способ обойти ограничения

Эта новая мода позволила состоятельным горожанам, не достигшим вершин социальной лестницы, соблюдать законы и правила, при этом одеваясь в соответствии со своими вкусами. Кроме того, это дало им возможность обойти запрет, существовавший во многих городах, на ношение самых дорогих мехов, особенно соболя, который отличался своей чернотой и высокой стоимостью. Наконец, черный цвет позволил им демонстрировать строгую и элегантную одежду, удовлетворяя при этом требования городских властей и моралистов.

Трактат о цвете, написанный сицилийским вестником в 1430 году, так описывает черный цвет:

"Несмотря на кажущуюся мрачность, черный цвет занимает высокое положение и обладает значительной ценностью. Именно поэтому купцы и состоятельные горожане, как мужчины, так и женщины, предпочитают одеваться в него... Черный не более прост или презираем, чем другие красивые цвета, которые создаются в печах и котлах. Иногда черные ткани можно найти по цене, равной стоимости драгоценных алых тканей... И даже если бы черный ценился только за его использование в похоронных обрядах, этого было бы достаточно, чтобы поставить его в ряд почетных цветов, ведь траур принцев и знатных дам облачается в черное."

Элегантный молодой человек 
В Италии начала XVI века, для представителей знати было принято заказывать портреты, выполненные в монохромной технике, преимущественно в черном цвете, что отражало модные тенденции того времени. Несмотря на то, что личность изображенного на портрете Лоренцо Лотто 1508 года остается неизвестной, нельзя отрицать, что использование черного цвета придает модели ауру серьезности, загадочности, притягательности и даже некоторой романтической глубины.
Лоренцо Лотто, Портрет молодого человека перед белым Curtain,1508. Вена, Kunsthistorischesmuseum.
Элегантный молодой человек В Италии начала XVI века, для представителей знати было принято заказывать портреты, выполненные в монохромной технике, преимущественно в черном цвете, что отражало модные тенденции того времени. Несмотря на то, что личность изображенного на портрете Лоренцо Лотто 1508 года остается неизвестной, нельзя отрицать, что использование черного цвета придает модели ауру серьезности, загадочности, притягательности и даже некоторой романтической глубины. Лоренцо Лотто, Портрет молодого человека перед белым Curtain,1508. Вена, Kunsthistorischesmuseum.

Распространение черной моды

Черная мода, изначально популярная среди купечества и представителей "одетых" профессий, быстро завоевала внимание высших слоев общества. Сначала ее приняли аристократы, а затем и князья. К концу XIV века черный цвет стал неотъемлемой частью гардеробов влиятельных правителей Италии, таких как герцог Милана и графы Савойи, а также лорды Мантуи, Феррары, Римини и Урбино. На рубеже веков эта тенденция распространилась из Италии по всей Европе. Французский двор, например, начал активно использовать черный цвет после 1392 года, во время правления Карла VI, особенно благодаря дядям короля и его брату Луи д'Орлеану, чья жена, Валентина Висконти, привнесла миланские обычаи. В Англии черный цвет стал повсеместным в последние годы правления Ричарда II. Таким образом, Северная Италия задала тон, а Франция и Англия способствовали распространению княжеского черного по всей Европе, включая страны империи, Скандинавию, Пиренейский полуостров, Венгрию и Польшу.

Ключевым моментом стало принятие черной моды молодым Филиппом Добрым, герцогом Бургундским, в 1419-1420 годах. Хронисты отмечали его преданность этому цвету, объясняя это трауром по отцу, убитому в 1419 году. Однако, сам Иоанн Бесстрашный, отец Филиппа, также долгое время предпочитал черный, возможно, с 1396 года, после неудачного крестового похода. Сочетание династических традиций, княжеской моды, политических событий и личных обстоятельств сделало Филиппа Доброго истинным приверженцем черного, а его авторитет способствовал окончательному утверждению этой моды на Западе.

“Золотой век” для черного цвета

Пятнадцатый век стал поистине золотым веком для черного цвета в одежде знати. До конца 1480-х годов ни один королевский или княжеский гардероб не обходился без обилия шерстяных тканей, мехов и шелков черного цвета. Этот цвет мог использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими оттенками, чаще всего с белым, серым или фиолетовым.

Филипп II 
Алонсо Санчес Коэльо, Портрет Филиппа II с перчатками, 1587. Флоренция, Палаццо Питти, галерея Палатин.
Филипп II Алонсо Санчес Коэльо, Портрет Филиппа II с перчатками, 1587. Флоренция, Палаццо Питти, галерея Палатин.

Мода на черный цвет не угасла даже после смерти последнего из могущественных герцогов Бургундии из династии Валуа, Карла Смелого, в 1477 году. Карл, как и его отец, питал особую привязанность к черному. Эта тенденция продолжилась и в следующем столетии. Помимо черного цвета, предпочитаемого правителями и знатью, который оставался в моде и в более позднее время, сохранялся и процветал "моральный черный" – цвет, ассоциирующийся с религиозными деятелями и представителями долгосрочных профессий. Протестантская Реформация, как мы увидим далее, придаст этому "моральному черному" особое значение, считая его наиболее достойным и глубоким цветом.

Стоит отметить, что "княжеский черный", появившийся к концу XIV века, продолжал доминировать при дворах и даже в начале XVII века. Новыми покровителями черного цвета стали Габсбурги из Австрии и Испании, как достойные наследники бургундских герцогов. Мария Бургундская (1457-1482), дочь Карла Смелого, принесла своему мужу Максимилиану Габсбургу (1459-1519) не только огромную политическую власть, но и придворный этикет и модные тенденции, которые вскоре стали образцом для испанского двора.

К 1520-м годам испанский двор навязал свои нормы и обычаи всей Европе. Знаменитый "испанский этикет" господствовал повсеместно до середины XVII века. Черный цвет был неотъемлемой частью этого этикета, как и в бургундском протоколе предыдущего столетия. Этому способствовал и личный вкус императора Карла V (1500-1558), внука Максимилиана. Человек глубокой веры, он видел в черном величественный цвет, достойный его статуса и власти, но также и добродетельный, символизирующий смирение и сдержанность. Подобно своему предку Филиппу Доброму, Карл V оставался верен черному цвету на протяжении всей своей жизни, о чем свидетельствуют многочисленные исторические записи и портреты.

Подобную приверженность черному демонстрировал и его сын, Филипп II (1527-1598), король Испании на пике ее могущества. Возможно, даже в большей степени, чем его отец, он воспринимал черный цвет с этической точки зрения. Для этого глубоко мистического человека, считавшего себя наследником Соломона и защитником веры, черный цвет стал символом всех христианских добродетелей. В Испании, в ее "золотой век", черный цвет переживал настоящий расцвет.