Из-за внезапного взлета в популярности черного цвета, который начался примерно в середине XIV века, можно сказать, что это стало прямым следствием строгих законов и правил, регулировавших одежду в то время.
Эта тенденция зародилась в Италии и изначально была характерна только для городских жителей. Некоторые купцы, обладая значительным состоянием, но не имея возможности войти в ряды дворянства или даже высших слоев общества, столкнулись с ограничениями. Им было запрещено носить слишком яркие красные ткани (например, роскошные венецианские алые) или насыщенные синие оттенки (известные как флорентийский "павлиний" синий).
В ответ на эти запреты, в качестве своеобразного вызова или насмешки, они начали одеваться в цвет, который не подпадал под эти ограничения. Это был черный – цвет, который до тех пор считался скромным и не пользовался особым спросом. Однако, будучи состоятельными, эти купцы потребовали от красильщиков создать новые, более насыщенные, яркие и привлекательные оттенки черного. К 1360-м годам, благодаря этому спросу, красильщики смогли добиться желаемых результатов.
Черная одежда как способ обойти ограничения
Эта новая мода позволила состоятельным горожанам, не достигшим вершин социальной лестницы, соблюдать законы и правила, при этом одеваясь в соответствии со своими вкусами. Кроме того, это дало им возможность обойти запрет, существовавший во многих городах, на ношение самых дорогих мехов, особенно соболя, который отличался своей чернотой и высокой стоимостью. Наконец, черный цвет позволил им демонстрировать строгую и элегантную одежду, удовлетворяя при этом требования городских властей и моралистов.
Трактат о цвете, написанный сицилийским вестником в 1430 году, так описывает черный цвет:
"Несмотря на кажущуюся мрачность, черный цвет занимает высокое положение и обладает значительной ценностью. Именно поэтому купцы и состоятельные горожане, как мужчины, так и женщины, предпочитают одеваться в него... Черный не более прост или презираем, чем другие красивые цвета, которые создаются в печах и котлах. Иногда черные ткани можно найти по цене, равной стоимости драгоценных алых тканей... И даже если бы черный ценился только за его использование в похоронных обрядах, этого было бы достаточно, чтобы поставить его в ряд почетных цветов, ведь траур принцев и знатных дам облачается в черное."
Распространение черной моды
Черная мода, изначально популярная среди купечества и представителей "одетых" профессий, быстро завоевала внимание высших слоев общества. Сначала ее приняли аристократы, а затем и князья. К концу XIV века черный цвет стал неотъемлемой частью гардеробов влиятельных правителей Италии, таких как герцог Милана и графы Савойи, а также лорды Мантуи, Феррары, Римини и Урбино. На рубеже веков эта тенденция распространилась из Италии по всей Европе. Французский двор, например, начал активно использовать черный цвет после 1392 года, во время правления Карла VI, особенно благодаря дядям короля и его брату Луи д'Орлеану, чья жена, Валентина Висконти, привнесла миланские обычаи. В Англии черный цвет стал повсеместным в последние годы правления Ричарда II. Таким образом, Северная Италия задала тон, а Франция и Англия способствовали распространению княжеского черного по всей Европе, включая страны империи, Скандинавию, Пиренейский полуостров, Венгрию и Польшу.
Ключевым моментом стало принятие черной моды молодым Филиппом Добрым, герцогом Бургундским, в 1419-1420 годах. Хронисты отмечали его преданность этому цвету, объясняя это трауром по отцу, убитому в 1419 году. Однако, сам Иоанн Бесстрашный, отец Филиппа, также долгое время предпочитал черный, возможно, с 1396 года, после неудачного крестового похода. Сочетание династических традиций, княжеской моды, политических событий и личных обстоятельств сделало Филиппа Доброго истинным приверженцем черного, а его авторитет способствовал окончательному утверждению этой моды на Западе.
“Золотой век” для черного цвета
Пятнадцатый век стал поистине золотым веком для черного цвета в одежде знати. До конца 1480-х годов ни один королевский или княжеский гардероб не обходился без обилия шерстяных тканей, мехов и шелков черного цвета. Этот цвет мог использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими оттенками, чаще всего с белым, серым или фиолетовым.
Мода на черный цвет не угасла даже после смерти последнего из могущественных герцогов Бургундии из династии Валуа, Карла Смелого, в 1477 году. Карл, как и его отец, питал особую привязанность к черному. Эта тенденция продолжилась и в следующем столетии. Помимо черного цвета, предпочитаемого правителями и знатью, который оставался в моде и в более позднее время, сохранялся и процветал "моральный черный" – цвет, ассоциирующийся с религиозными деятелями и представителями долгосрочных профессий. Протестантская Реформация, как мы увидим далее, придаст этому "моральному черному" особое значение, считая его наиболее достойным и глубоким цветом.
Стоит отметить, что "княжеский черный", появившийся к концу XIV века, продолжал доминировать при дворах и даже в начале XVII века. Новыми покровителями черного цвета стали Габсбурги из Австрии и Испании, как достойные наследники бургундских герцогов. Мария Бургундская (1457-1482), дочь Карла Смелого, принесла своему мужу Максимилиану Габсбургу (1459-1519) не только огромную политическую власть, но и придворный этикет и модные тенденции, которые вскоре стали образцом для испанского двора.
К 1520-м годам испанский двор навязал свои нормы и обычаи всей Европе. Знаменитый "испанский этикет" господствовал повсеместно до середины XVII века. Черный цвет был неотъемлемой частью этого этикета, как и в бургундском протоколе предыдущего столетия. Этому способствовал и личный вкус императора Карла V (1500-1558), внука Максимилиана. Человек глубокой веры, он видел в черном величественный цвет, достойный его статуса и власти, но также и добродетельный, символизирующий смирение и сдержанность. Подобно своему предку Филиппу Доброму, Карл V оставался верен черному цвету на протяжении всей своей жизни, о чем свидетельствуют многочисленные исторические записи и портреты.
Подобную приверженность черному демонстрировал и его сын, Филипп II (1527-1598), король Испании на пике ее могущества. Возможно, даже в большей степени, чем его отец, он воспринимал черный цвет с этической точки зрения. Для этого глубоко мистического человека, считавшего себя наследником Соломона и защитником веры, черный цвет стал символом всех христианских добродетелей. В Испании, в ее "золотой век", черный цвет переживал настоящий расцвет.