Найти в Дзене

Черный цвет: технология окрашивания в Средневековье

Производство ткани в Средние века было основной отраслью, но торговля была сильно разделена и строго регламентирована. Множество документов XIII века описывали правила организации, обучения, расположения мастерских, прав и обязанностей, а также допустимых и запрещенных цветов. Специализация была повсеместной и определялась либо типом материала (шерсть, шелк, лен, конопля, а в некоторых итальянских городах и хлопок), либо конкретными цветами или их группами. Правила запрещали красить определенные материалы или работать с цветами, на которые не было лицензии. Например, с III века красильщик шерсти, специализирующийся на красном, не мог заниматься синим, и наоборот. Однако красильщики синего часто брали на себя зеленые и черные оттенки, а красные – желтые и иногда белые. В некоторых немецких и итальянских городах (Эрфурт, Венеция, Лукка) специализация была еще глубже: красильщики различались по типу используемого красителя (вайда, марена, кермес). В других городах (например, Нюрнберг) сущ

Производство ткани в Средние века было основной отраслью, но торговля была сильно разделена и строго регламентирована. Множество документов XIII века описывали правила организации, обучения, расположения мастерских, прав и обязанностей, а также допустимых и запрещенных цветов. Специализация была повсеместной и определялась либо типом материала (шерсть, шелк, лен, конопля, а в некоторых итальянских городах и хлопок), либо конкретными цветами или их группами. Правила запрещали красить определенные материалы или работать с цветами, на которые не было лицензии. Например, с III века красильщик шерсти, специализирующийся на красном, не мог заниматься синим, и наоборот. Однако красильщики синего часто брали на себя зеленые и черные оттенки, а красные – желтые и иногда белые. В некоторых немецких и итальянских городах (Эрфурт, Венеция, Лукка) специализация была еще глубже: красильщики различались по типу используемого красителя (вайда, марена, кермес). В других городах (например, Нюрнберг) существовали традиционные красильщики, работавшие с определенными цветами, и "роскошные" красильщики (Schönfärber), которые использовали дорогие красители и умели добиваться их глубокого проникновения в ткань.

Окрашивание в  черный
На протяжении веков достижение насыщенного черного цвета было настоящим искусством, требующим немалых усилий. Лишь применение дубового яблока, ценнейшего природного красителя, позволяло добиться благородных, ровных оттенков, которые глубоко впитывались в структуру ткани, словно впитывая саму суть воды. В XVI столетии мастера-красильщики совершили значительный прорыв, и роскошный черный текстиль начал постепенно становиться достоянием более широкого круга людей.
Йост Амман, Der Schwarzfärber (красилка черного цвета), ксилография, 1568 (цвета добавлены позже). В «Hans Sachs, EygentlicheBeschreibung aller Staende» (Франкфурт-на-Майне, 1568).
Окрашивание в черный На протяжении веков достижение насыщенного черного цвета было настоящим искусством, требующим немалых усилий. Лишь применение дубового яблока, ценнейшего природного красителя, позволяло добиться благородных, ровных оттенков, которые глубоко впитывались в структуру ткани, словно впитывая саму суть воды. В XVI столетии мастера-красильщики совершили значительный прорыв, и роскошный черный текстиль начал постепенно становиться достоянием более широкого круга людей. Йост Амман, Der Schwarzfärber (красилка черного цвета), ксилография, 1568 (цвета добавлены позже). В «Hans Sachs, EygentlicheBeschreibung aller Staende» (Франкфурт-на-Майне, 1568).

Проблема получения настоящего черного цвета в одежде до середины XIV века

Несмотря на стремление к черному цвету, достичь его было непросто. До середины XIV века большинство тканей и одежды не могли похвастаться по-настоящему черным оттенком. Вместо этого они приобретали сероватый, голубоватый или тусклый вид. Такие красители не давали ни блеска, ни однородности цвета. Мастера-красильщики не умели добиваться яркого, ровного черного, поскольку долгое время их возможности ограничивались получением оттенков красного, а затем и синего.

Методы окрашивания и их ограничения

Для получения черного цвета в ход шли доступные природные материалы: кора, корни или плоды различных деревьев, таких как ольха, грецкий орех, каштан и некоторые виды дуба. Использование монодантов из продуктов, богатых оксидом железа, давало серые или коричневые оттенки. Последующие обработки помогали сделать цвет темнее.

Наилучшие результаты, приближенные к черному, давала кора и корни грецкого ореха. Однако применение этих материалов встречало серьезное сопротивление.

Суеверия и страхи, связанные с грецким орехом

В Средние века грецкий орех считался "злым" деревом, что подтверждалось как ботаническими наблюдениями, так и народными поверьями. Корни грецкого ореха были токсичны и губили всю растительность вокруг себя, а также могли привести к гибели скота, если росли слишком близко к коровникам.

Алхимический черный
В контексте средневековой алхимии, цветовая палитра играла ключевую роль, обозначая стадии трансформации материи и неся глубокий символический смысл. Среди всего многообразия оттенков, четыре цвета выделялись особой значимостью: зеленый, красный, белый и черный. При этом черный цвет обладал двойственной природой, будучи способным как символизировать изначальную, податливую к трансмутации материю, так и олицетворять разложение или гниение.
Иллюстрация, выполненная вручную, из собрания выдержек, составленного в середине XIV века, включающего фрагменты алхимических трактатов Арно де Вильнёва и других авторов. Лондон, Британская библиотека.
Алхимический черный В контексте средневековой алхимии, цветовая палитра играла ключевую роль, обозначая стадии трансформации материи и неся глубокий символический смысл. Среди всего многообразия оттенков, четыре цвета выделялись особой значимостью: зеленый, красный, белый и черный. При этом черный цвет обладал двойственной природой, будучи способным как символизировать изначальную, податливую к трансмутации материю, так и олицетворять разложение или гниение. Иллюстрация, выполненная вручную, из собрания выдержек, составленного в середине XIV века, включающего фрагменты алхимических трактатов Арно де Вильнёва и других авторов. Лондон, Британская библиотека.

Люди опасались грецкого дерева: сон под ним мог вызвать лихорадку и головные боли, а также привлечь злых духов, вплоть до дьявола. Эти верования уходят корнями в древность и были широко распространены в сельской местности как в средневековой, так и в более поздней Европе.

Из-за этих суеверий дерево, которое могло бы дать качественную древесину и ценные плоды, было дискредитировано. Кора и корни грецкого ореха считались "сухими" (то есть вредными). Многие авторы, следуя Исидору Севильскому, связывали латинское название грецкого ореха (nux) с глаголом "причинять вред" (nocere), объясняя таким образом причины своих опасений. В Средние века истина о природе вещей часто искалась в значении слов, которые их обозначали.

Улучшение окраски растительными красителями: методы и ограничения

Для достижения более насыщенных и стойких оттенков при использовании растительных красителей, мастера иногда прибегали к методу, известному как "муле" (moulée). Несмотря на то, что этот метод был осужден профессиональными гильдиями, он позволял получить желаемый результат. "Муле" представлял собой краситель на основе железных опилок, которые собирали в кузницах или под шлифовальными камнями ремесленников, занимавшихся лепкой и шлифовкой.

Применение этого красителя с использованием сильного уксусного протравителя позволяло добиться красивого черного цвета. Однако, полученный оттенок был недолговечным на ткани и иногда оказывал разрушительное воздействие на материал. Чтобы смягчить этот эффект и придать цвету более устойчивый вид, "муле" смешивали с коричневыми или серыми оттенками, полученными из отваров луковой шелухи и корней. Добавление смеси железных нитей и уксуса к этим отварам имело тенденцию затемнять все тона, особенно после обработки и длительного воздействия воздуха.

Черная мантия Богородицы
Образ Мэри, облаченной в синее, не был неизменным. До наступления двенадцатого века её гардероб, хоть и отличался разнообразием оттенков, неизменно погружал в тень скорби. Почти всегда её одеяния были тёмными, отражая вечный траур по утраченному сыну: от глубокого чёрного и пепельно-серого до землистых коричневых, мистических фиолетовых и насыщенных тёмно-синих тонов. В Испании, однако, господствовал строгий чёрный, и лишь в готическую эпоху синий цвет начал медленно завоевывать своё место, уступая другим регионам в скорости своего триумфа.
Дева с младенцем, центральная панель расписной ретабле, конец XII века. Барселона, Национальный музей искусств де Каталунья, инв. MNAC 15784.
Черная мантия Богородицы Образ Мэри, облаченной в синее, не был неизменным. До наступления двенадцатого века её гардероб, хоть и отличался разнообразием оттенков, неизменно погружал в тень скорби. Почти всегда её одеяния были тёмными, отражая вечный траур по утраченному сыну: от глубокого чёрного и пепельно-серого до землистых коричневых, мистических фиолетовых и насыщенных тёмно-синих тонов. В Испании, однако, господствовал строгий чёрный, и лишь в готическую эпоху синий цвет начал медленно завоевывать своё место, уступая другим регионам в скорости своего триумфа. Дева с младенцем, центральная панель расписной ретабле, конец XII века. Барселона, Национальный музей искусств де Каталунья, инв. MNAC 15784.

Другой способ улучшить "черную кору" заключался в предварительном окрашивании ткани в синий цвет, который называли "синей ногой" (pié). Перед погружением в ванну с красителем из грецкого ореха, ольхи или каштана, ткань сначала обрабатывали одним или несколькими растворами воад (woad) – наиболее распространенного растительного красителя для получения синих оттенков. Этот этап придавал ткани ровный базовый цвет и уже более темный вид. Несмотря на существующие запреты на смешивание красителей, этот метод был разрешен профессиональными правилами. Это объяснялось тем, что такое последовательное окрашивание не считалось смешиванием, а скорее наложением одного цвета поверх другого. Такая практика была разрешена только красильщикам, специализирующимся на синем цвете, поскольку они также имели право красить в черный. Красильщик, работающий с красными оттенками, мог бы добиться схожих результатов, погрузив черную ткань в чан с красителем из марзана (madder), но это было строго запрещено. Причина заключалась в том, что красильщик, работающий с красным, не имел права красить в черный цвет. Иногда, особенно в XV веке, мастера обходились без предварительного синего окрашивания, и результаты часто оказывались более удачными при использовании "сухой ноги" (без предварительного синего окрашивания) по сравнению с "мокрой ногой" (с предварительным синим окрашиванием).

Методы окрашивания, которые несли временный эффект

Некоторые недобросовестные мастера по окрашиванию тканей шли на хитрость. Вместо того чтобы использовать проверенные методы, такие как железные опилки или специальные ванны с ватой, для улучшения черного цвета, получаемого из коры или корней, они просто добавляли сажу или древесный уголь. Это позволяло быстро и легко добиться ровного черного оттенка на поверхности изделия, но такой цвет был непрочным и легко смывался.

Жан Гус привел к ставке
В позднем Средневековье, среди символов позора, предназначавшихся для отверженных и осужденных, изображение дьявола в виде цифр стало отличительным знаком еретиков. Ярким примером является судьба Яна Гуса, чешского богослова и автора трудов, признанных еретическими. После отлучения от церкви в 1411 году, он был осужден Констанцским собором и приговорен к сожжению. 6 июля 1415 года Гус был выведен на эшафот, облаченный в картонную митру, украшенную изображениями дьяволов.
Жан Гус привел к ставке. Миниатюра из рукописи «Хроники Констанцкого собора» Ульриха Рихенталя, ок. 1460. Констанция, Росгартенмузей, ст. 1, фол. 57в.
Жан Гус привел к ставке В позднем Средневековье, среди символов позора, предназначавшихся для отверженных и осужденных, изображение дьявола в виде цифр стало отличительным знаком еретиков. Ярким примером является судьба Яна Гуса, чешского богослова и автора трудов, признанных еретическими. После отлучения от церкви в 1411 году, он был осужден Констанцским собором и приговорен к сожжению. 6 июля 1415 года Гус был выведен на эшафот, облаченный в картонную митру, украшенную изображениями дьяволов. Жан Гус привел к ставке. Миниатюра из рукописи «Хроники Констанцкого собора» Ульриха Рихенталя, ок. 1460. Констанция, Росгартенмузей, ст. 1, фол. 57в.

Обман быстро раскрывался, что приводило к спорам, судебным разбирательствам и, как следствие, к появлению большого количества архивных документов для историков. С тринадцатого по семнадцатый век по всей Европе были распространены судебные иски, связанные с дорогими красителями, которые оказывались нестойкими или искусственными. Причем мошенничество касалось не только шерсти и шелка, но и мехов. Достаточно было обработать простой плащ, чтобы превратить кроличий или лисий мех в подобие дорогостоящего соболя и продать его по завышенной цене.

Устойчивая технология черного окрашивания

На самом деле, для получения по-настоящему глубокого, стойкого и ровного черного цвета средневековые мастера знали лишь один надежный продукт: дубовые галлы, или "гранум кверцикум". Это были небольшие шарообразные наросты, образующиеся на листьях некоторых видов дубов, куда насекомые откладывали свои яйца. После откладки яиц древесный сок выделял вещество, которое обволакивало яйца, образуя своего рода оболочку – так называемое дубовое яблоко. Эти дубовые яблоки собирали до наступления лета, пока личинки еще находились внутри, а затем медленно высушивали. Они содержали танины и обладали превосходными красящими свойствами для получения черного цвета. Как и в случае с корой и корнями, для закрепления цвета требовалась соль железа.

Этот краситель был чрезвычайно дорогим. Во-первых, для получения небольшого количества красящего вещества требовалось огромное количество дубовых яблок. Во-вторых, его приходилось импортировать из Восточной Европы, Ближнего Востока или Северной Африки, поскольку западные дубы давали мало сырья низкого качества. К концу Средневековья, когда черный цвет стал модным, красильщики в крупных городских текстильных производствах использовали его в больших количествах, несмотря на постоянно растущую стоимость.

Историки могут спорить, почему в конце Средневековья так возросла популярность черного цвета. Было ли это связано с усовершенствованием старых методов окрашивания или с появлением новых красителей? Архивные данные и рецепты не подтверждают второе предположение. Импорт дуба, особенно из Восточной Европы, упоминается редко. Западные мастера не стали лучше красить в черный просто из-за растущего спроса со стороны знати. Они улучшили свои техники, отказались от предубеждений против грецкого ореха, стали чаще использовать определенные методы и, главное, увеличили закупки дуба. Это позволило им создавать более качественные, блестящие и стойкие черные ткани, расширить ассортимент и повысить цены, но не привело к революционным открытиям. Именно социальный и идеологический спрос на черный цвет опередил развитие технологий и материалов. Символизм, как это часто бывает, опередил химию.