Найти в Дзене

«Сад вИшневый или вишнЁвый?»

«Сад вИшневый или вишнЁвый?» «Ви́шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов. (А. П. Чехов со слов К. С. Станиславского). «Вишневый сад» - самая последняя, самая любимая и самая совершенная, на мой взгляд, пьеса уже умирающего Чехова. С ее премьеры прошло 120 лет, а она так же свежа и благоуханна, как цветущий сад. Текст, знакомый со школьной скамьи, разобран на цитаты. Сюжет знаком каждому. Магия и для читающих, и для смотрящих многочисленные постановки не иссякает. Ныне Чехов общепризнанный классик, выдающийся прозаик и драматург. Однако не все современники, в том числе и великие, приняли «Вишневый сад». Бунин, например, считал ее несносной. Где теперь Бунин (даже несмотря на Нобелевскую премию), и где Чехов? Антон Павлович – наша гордость, наше национальное дос

«Сад вИшневый или вишнЁвый?»

«Ви́шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов.

(А. П. Чехов со слов К. С. Станиславского).

«Вишневый сад» - самая последняя, самая любимая и самая совершенная, на мой взгляд, пьеса уже умирающего Чехова. С ее премьеры прошло 120 лет, а она так же свежа и благоуханна, как цветущий сад. Текст, знакомый со школьной скамьи, разобран на цитаты. Сюжет знаком каждому. Магия и для читающих, и для смотрящих многочисленные постановки не иссякает. Ныне Чехов общепризнанный классик, выдающийся прозаик и драматург. Однако не все современники, в том числе и великие, приняли «Вишневый сад». Бунин, например, считал ее несносной. Где теперь Бунин (даже несмотря на Нобелевскую премию), и где Чехов? Антон Павлович – наша гордость, наше национальное достояние, но наряду с Толстым и Достоевским, он еще и самый читаемый русский писатель за рубежом, а как драматург, лидирующий по количеству постановок. Из всех чеховских пьес «Вишневый сад» - третья по количеству экранизаций и сценических версий в мире. Их сотни, Количество – это не всегда качество. Я выбрал семь, наиболее запомнившихся спектаклей и расположил их в возрастающем порядке: от худшей к лучшей, от разочарований до восторгов. Конечно, по моему собственному, субъективному мнению.

Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза.

Из дух зол выберем большее. Когда спектакль не понравился, он может не нравится по-разному: от активного неприятия, раздражения, обилия ругательств в его адрес до полного равнодушия.

Среди восторгов

и волнений,

Тревог, событий,

впечатлений

Бывает,

к сожаленью,

иногда

Театр,

не оставляющий

следа.

Именно с таким чувством я покидал постановку «Вишневого сада» частного театрика Вадима Дубовицкого с помпезным названием «La' Театр». Мое предубеждение в отношении антрепризы подтвердилось на 100%. Вот уж не зашло, так не зашло. Пресса назвала этот спектакль театральным авангардом сезона. В чем авангард? В том, что на заднике многозначительный, но ничего не выражающий поезд? В том, что Фирс (Станислав Любшин) в жилетке и шейном платке, заколотом брошью, понукает опустившимся, неопрятным Гаевым (Владимир Стеклов), непрестанно хлещущим водку? В том, что Дуняша (Нина Андронаки) постоянно грозится упасть в обморок, а в обморок падает Раневская (Анна Дубровская), едва переступив порог родного дома? Все и всё невпопад. В том числе, сокращение чеховского текста в полтора раза. А еще вторичность, сквозящая изо всех щелей. В знаменитом спектакле Адольфа Шапиро с Ренатой Литвиновой Петя наряжается Раневской. У Дубовицкого Петя тоже с элементами женской одежды, а Раневская наряжается Петей. Кстати, водку здесь пьют все и помногу, включая Раневскую. Гаев, так, вообще, после каждой реплики. Среди массы положительных отзывов на это детище Дубовицкого я, наконец, нашел один, меня удовлетворивший: «Авангард сезона - в том, что бухло погубило помещиков».

-2

И, наверное, ничего нет смешного. Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного.

Омерзение, даже чувство брезгливости, еще долго преследовали меня после «Вишневого сада» Сергея Безрукова в Московском губернском театре.

-3
-4

А какие надежды возлагались на этот спектакль! Он зарождался, вдохновлялся, репетировался среди цветущих деревьев Любимовки, бывшей усадьбы Станиславского. Его премьера была приурочена к открытию Летнего фестиваля губернских театров «Сезон Станиславского». И что в итоге? Если коротко, то это густая, дегтеобразная пошлость. Вы помните, как начинается пьеса? Лопахин должен был ехать на станцию встречать Раневскую, но уснул. В это время Сергей Безруков вкрадчивым шепотом, чтобы не разбудить Лопахина, просит зрителей отключить мобильные телефоны и не производить фотосъемку. Апогей креатива. Далее все противней и противней. Режиссер и актеры упиваются абьюзом, насилием с половыми актами. Сексуально озабочены все персонажи.

-5
-6

Интересно, как ведут себя учителя, приведшие своих воспитанников посмотреть произведение из школьной программы? Наверно, залезают под кресло. Главные роли играют незамыленные, но все же примелькавшиеся по сериалам, Карина Андоленко и Антон Хабаров. Они картинно, даже модельно красивы, но не более того. Глубиной проникновения в образ и не пахнет, хотя сексуальные сцены вытягивают качественно.

-7
-8

Как говорят корифеи оперной сцены, рановато вам, господа, еще петь эти партии. Вырванные с корнями и взмывающие под колосники дубовые стволы вишневых деревьев только усиливают тягостное впечатление. Во время спектакля Шарлотта показывала фокусы, и карты из колоды полетели в зрительный зал. Одна из них упала мне на колени. Было очень символично.

-9

Спектакль был на двойку пик,

Московский шик,

Московский пшик.

О боже, какое убожество,

Из Чехова пошлое делать ничтожество.

С Москвы всегда особый спрос.

Сад вИшневый или вишнЁвый?

Вот в чем вопрос,

Вот в чем основа.

Ожиданья не оправдАлись,

Или не оправдалИсь.

И на хер вы нам сдалИсь!

Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест… Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом.

Также,как Шекспир, особенно в переводах Бориса Пастернака, воспринимается нами, как русский драматург, так и Чехов для англичан вполне родной. Долго думал, почему англичане так любят ставить Чехова? Пока не наткнулся на фразу третьестепенного персонажа «Вишневого сада» помещика Симеонова-Пищика: «Приехали ко мне англичане и нашли в земле какую-то белую глину... Величайшего ума люди... эти англичане…». Мишель Сен-Дени поставил «Вишневый сад» в Королевском шекспировском театре. Роль Ани в нем исполняла ставшая в последствие знаменитой Джуди Денч.

-10

Рассказывали, что режиссер совсем не удалял ей времени, и отдавал создание образа на откуп самой актрисе. Майкл Эллиот, адаптировавший спектакль для телевидения, все оставил, как есть. Может быть, поэтому работа Денч более искренняя, чем у той же Пегги Эшкрофт, играющей Раневскую. Несмотря на комплименты Пищика, постановка так себе. Русские у англичан, как всегда, заштампованы и карикатурны. Фильм получил на удивление хорошие отзывы у отечественных критиков, но мне он показался шаблонным и далеко не чеховским.

И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю… Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу… Не думайте дурно, Петя, не говорите мне ничего, не говорите…

«Вишневый сад» в «Современнике» - истеричная, сумбурная, пожалуй, худшая из виденных мною постановок Галины Волчек. Все знаменитости (Неелова, Кваша, Гармаш, Олешко) играют сами себя или то, что они играли раньше. А так хотелось эффекта преображения, погружения в новые образы.

-11

Более убедительны Мария Аниканова в роли Ани и Елена Яковлева в роли Вари. Особенно органичны их совместные сцены.

-12

Отдельно хочется сказать о Марине Нееловой. В одном интервью Галина Волчек рассказывала, как ее попросили прослушать девочку, собирающуюся поступать в театральное училище. Выслушав выступление, она стала предостерегать юное дарование: а вдруг, став актрисой, ты не сможешь быть такой, как Неелова? Очень многозначительно. В моей любимой сцене «Вишневого сада», когда на балу в ожидании результата торгов Раневская изливает душу Пете, рассказывая о парижском любовнике, в истерике героини раскрывается весь ее внутренний мир. Марина Неелова беспощадна, она покрывает свою героиню таким слоем лжи и ненависти, что даже Петя убегает, не в силах вынести подобного душевного стриптиза. Насколько это было режиссерски и актерски оправдано, насколько это было по-чеховски? Очень спорно. Меня коробило. Чехов обозвал свою пьесу комедией. Мы же воспринимаем ее, больше, как трагикомедию. Трагизм здесь не столько в гибели вишневого сада, сколько в опустошении душ, безысходности существования целого поколения. Комизм в спектакле в образах Епиходова, Дуняши, Шарлотты, Яши шаблонен, вымучен и пошл. Трагизма же нет вообще. Правда, жаль Варю. Сад – черт с ним. Раневская выкрутится, проматывая теткины тысячи. Аня и Петя, может быть, одумаются, да будет поздно. Дуняша выйдет за Епиходова. А Фирс? Его тоже не жалко, пожил, и хватит. Такие вот эмоции от прославленного «Современника».

Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет.

Скандально известный Екатеринбургский Коляда театр беременел «Вишневым садом» долго, а когда разродился, от Чехова остался только текст. Все остальное — фантазия Николая Коляды. Несмотря на форменное безобразие, творящееся на сцене, сознаешь, что гротеск, фарс, модернизм не чужды нашему классику, когда это сделано с любовью и талантом. Коляда востребован, у него сотни поклонников, считающих его гением. А тем снобам, кому не нравятся имитации разукрашенных морд и выбитых зубов у чеховских героев, добро пожаловать на «классические» постановки. По мне, талантливый балаган лучше традиционной бездарности. Коляде присуща инаковость, его онтологический взгляд на бытие дорогого стоит. Игнорировать сущее опасно, можно провалиться в небытие. А то, что вся наша (или ваша, или чеховских героев) жизнь — балаган, кто поспорит? Ансамблевость, гармоничность всей труппы, слаженная работа актеров, декораторов, реквизита, света, музыки выше всех похвал. И все-таки хочется выделить два момента. Музыкальным лейтмотивом стала народная песня «Люба — русая коса». Эта песня настолько завирусилась в мозгу, что еще неделю после спектакля насвистываешь, напеваешь, ботинком (жалко, не валенком) настукиваешь: «Люба, русая коса, казаки бедовые влюблены в её глаза светло – васильковые». От этих «светло-васильковых» глаз по сердцу разливается удивительная теплота. И второе, собственно, Люба. Любовь Андреевна Раневская.

-13

Василина Маковцева играет самозабвенно. Как я люблю, когда в процессе игры у актеров нарастает вдохновение. В знаменитых монологах Раневской вокруг Маковцевой даже какое-то сияние появляется.

-14

Это высший пилотаж. В этом спектакле есть еще одна особенность. Фантазия режиссера столь разнообразна, что несмотря на длительность постановки, не хочется, чтобы она заканчивалась. Даже после поклонов зрители не спешат в гардероб, вдруг Коляда еще что-нибудь вытворит, вдруг будет стингер…

Трофимов. Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!

Лопахин. Дойдешь?

Как это не удивительно, но провинция обошла столицу по всем статьям. Подтверждением тому последняя премьера Краснодарского молодежного театра – «Вишневый сад» в постановке Михаила Чумаченко.

-15
-16

Чумаченко режиссер, востребованный и в Москве, и по России. Он сам профессор, педагог, вице-президент Российского отделения Ассоциации любительских театров и театров-студий при ЮНЕСКО. Продолжая традиции своих знаменитых учителей - Марии Кнебель и Леонида Хейфеца – он посвятил им краснодарский спектакль. На сцене идет комедия, как и обозначил ее Чехов, но на таком нерве и с такой самоотдачей создателей спектакля, что зритель захлебывается от стонов сквозь смех. Труппа Молодежного театра очень сильная, актеры давно сыграны и спеты друг с другом. Чехов так выстроил текст пьесы, что у каждого из персонажей есть в ней свой главный монолог, и режиссер, выстраивая мизансцену, выводит очередного героя под прожектор авансцены, вовлекая в этот монолог зрителя, не нарушая общей конценпции действия. Все актеры хороши и органичны, но особенно хочется выделить троих. Анастасия Радул в роли Вари пронзительно несчастна, Дмитрий Морщаков в роли Фирса трогателен и чрезвычайно хрупок. Наконец, потрясающий Алексей Суханов. После сомнительной интерпретации образа князя Мышкина в «Идиоте», Суханов в роли Пети пластичен, идеалистичен и безумен. Его игра завораживает более всего. В оперных спектаклях, после удачно исполненной знаменитой арии зал взрывается аплодисментами, и артисты вынуждены пережидать, пока зал утихнет. Для драматического театра это нонсенс. На спектакле Молодежного театра такое повторялось неоднократно. Особенно продолжительной была пауза, когда после экзальтированного монолога Пети о высшей правде и высшем счастье, Лопахин отрезвляющим голосом спрашивает: «Дойдешь?», хохот, свист и хлопанье в зале идет до минуты, не давая бедному Суханову ответить: «Дойду».

-17

В финале спектакля, когда Фирс выглядывает в щелочку наглухо запечатанного забором дома, сердце не бьется несколько секунд.

-18

В этом и есть «волшебная сила искусства».

Для этой труппы все герои главные,

У каждого свой монолог,

своя процессия.

И режиссёра пригласили славного,

Который лихо превозмог

былые версии.

Актёрам суждено комедию ломать,

А зрителям ни слёз, ни дрожи не унять.

Аня. Ты, мама, вернешься скоро, скоро… не правда ли? Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать. Мы, мама, будем вместе читать разные книги… Не правда ли? (Целует матери руки.) Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир… (Мечтает.) Мама, приезжай…

В июне 2006 г. в Краснодар с большими гастролями приехала труппа Казанского академического большого русского драматического театра имени В. И. Качалова во главе с Александром Славутским. Семь спектаклей, которые они привезли, стали событием в культурной жизни города. Стояла невероятная жара за 30 градусов, в здании местного театра не работали кондиционеры, но все спектакли шли с аншлагом. Александр Славутский известен масштабными постановками, в каждом спектакле он задействует всю труппу, и вместе с декорациями, реквизитом занимает каждый сантиметр большой сцены. Но «Вишневый сад» сделал камерным. На малую сцену билетов было не достать. С большим трудом, через знакомые связи удалось отхватить пригласительный. Входящих в камерный зал зрителей приветствовал режиссер и извинялся за духоту, хотя впору было извинятся хозяевам, которых здесь тоже было немало – то тут, то там мелькали знакомые лица местных актеров и других деятелей культуры, пришедших на этот мастер-класс.

-19
-20

На протяжении всего спектакля мне казалось, что Чехов тоже здесь, в зале, превозмогая душивший его кашель, гордится своим детищем. Ерунда, что смерть непоправима. «И что значит – умрешь? (реплика Трофимова) Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы». Все здесь и состоялось. Жена режиссера, его Муза Светлана Романова,

-21

сын Илья в роли Пети, страстный, рефлексирующий, брызжущий талантом, Кирилл Ярмолинец в роли Лопахина, страшный, все пожирающий зверь с арбенинским оскалом. Прочих долго перечислять, лишних, проходных не было ни одного.

-22

До слез было жаль, что все закончилось.

Ах, Любовь Андреевна, ну что же вы

Снова мое сердце растревожили?

Пропади он пропадом, тот вишневый сад,

Ваше появление выше всех наград.

А когда в Париже растратитесь вы вновь,

В Краснодар приедете летом на гастроль.

-23