Найти в Дзене

В компании особенных детей иногда неожиданно появляются чужаки

При этом, в самом милом и хорошем смысле этого слова. А, поверьте, это дорогого стоит, когда в разгар авральных рабочих недель - есть хотя бы немного таких часов, когда прямо на работе можно получить удовольствие. А ведь знающие люди, вращающиеся в нашей "среде", прекрасно понимают, что получать удовольствие на такой работе как наша - весьма сомнительно. Ведь работаем мы с коллегами не на пляже, не в фитнес-клубе и не в художественной галерее, а в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития. В частности, мой родной отдел - занимается кружковой работой (проводим творческие занятия с "особенными" детьми, которые приезжают на трехнедельный курс к нам в стационары). А так как ребята, посещающие наши творческие кружки (а их посещают ВСЕ-ВСЕ!) - совсем разные (чаще дети с ментальными нарушениями, иногда достаточно тяжелыми), на занятиях может случиться что угодно, и, понятное дело, наши педагоги (и я в том числе) находятся в постоянном напряжении в течение все
Оглавление

При этом, в самом милом и хорошем смысле этого слова. А, поверьте, это дорогого стоит, когда в разгар авральных рабочих недель - есть хотя бы немного таких часов, когда прямо на работе можно получить удовольствие.

А ведь знающие люди, вращающиеся в нашей "среде", прекрасно понимают, что получать удовольствие на такой работе как наша - весьма сомнительно. Ведь работаем мы с коллегами не на пляже, не в фитнес-клубе и не в художественной галерее, а в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития.

В частности, мой родной отдел - занимается кружковой работой (проводим творческие занятия с "особенными" детьми, которые приезжают на трехнедельный курс к нам в стационары).

А так как ребята, посещающие наши творческие кружки (а их посещают ВСЕ-ВСЕ!) - совсем разные (чаще дети с ментальными нарушениями, иногда достаточно тяжелыми), на занятиях может случиться что угодно, и, понятное дело, наши педагоги (и я в том числе) находятся в постоянном напряжении в течение всего рабочего дня.

Ведь ребенок может и убегать из кабинета, и по партам-подоконникам-шкафам прыгать, а иной может и наброситься, и покусать, и исцарапать, и метнуть чем-нибудь тяжелым. А уж о криках-визгах и погромах и говорить нечего: если не каждый день, то через день наши ребятки обязательно проводят такие "акции". И это - нормально!

А что касается носителей белых пальто, которые кричат "не нравится - увольняйтесь!", "это НЕ ваша работа!", "не хотите облизывать - вон отсюда!" и "вы - не педагог, а мымра!"… ну, полагаю, что их просто пока не кусали и не били до вздутых синяков. И стулом по голове им не прилетало.

А кто видел эту работу изнутри - тот обязательно поймет и не станет осуждать за то, что "гадкие НЕДОпедагоги посмели НЕ получать удовольствие от работы с детишками".

И я сейчас не жалуюсь!

Я просто описываю "общую атмосферу", в которой нам с коллегами приходится находиться довольно часто. Чаще, чем можно предположить.

И, если уж совсем честно, то дело отнюдь не в самих детишках, а в отношении к сотрудникам в целом.

Но сегодня - не об этом.

Я лишь пыталась объяснить, почему следующие обстоятельства удивили не только меня, но и практически всех моих коллег: не только наших сотрудников кружкового отдела, но и специалистов по коррекции, воспитателей отделения и прочих, и прочих…

А ребят, о которых я хочу написать, у нас шуткой назвали "своими среди чужих, чужими среди своих".

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мальчик А. и девочка Д.

Ребята из стационара, брат и сестра, брату - 6 лет, сестре - 4 с половиной.

Диагнозы, конечно, никто не знает и не имеет права знать, но поговаривают, что "задержечка". Ну и с речью - тоже не всё гладко (пщщщ, этим сейчас вообще никого не удивишь).

Дети очень похожи: оба светленькие, голубоглазые, красивенькие. И черты лица - почти одинаковые. Внешне сразу понятно, что родные.

Но!

В процессе работы с мальчиком А. и девочкой Д. обнаружилось, что они РОДНЫЕ не только внешне, но и… во всём остальном! Прямо "уииии-ми-ми-ми...!"

Итак…

Когда они только поступили в стационар, оказалось, что лежать в отделении они будут без мамы, целиком под присмотром воспитателей.

А это редкий случай для стационара, ведь детки еще маленькие и много чего делать не умеют, даже хотя бы в силу возраста (а не потому что "навык не сформирован").

Но мама у них - ЕСТЬ! Только мальчик А. про неё говорил так:

- Маме к нам нельзя! Мама занята! Её будут ругать!

А кто конкретно собирался маму ругать, ребенок не сказал. Ответил, что не знает, как "ругателей" зовут.

Ну, и такое бывает. Зато мальчик А. - мало того, что вообще ведет осознанно диалог с людьми, так он еще и не истерит, находясь далеко от мамы.

И девочка Д. - тоже спокойно себя ведёт: держит брата за руку, хлопает красивыми глазами и тихонечко отвечает на вопросы словами "да", "нет", "вон там", "давай", "халасо", "буду"... Кратенько, но тоже осознанно и с достоинством.

Милашка такая, брат её Конфеткой называет.

Уже странно...

Мальчик А. и девочка Д. "в деле"

Изначально, когда воспитатели отделения принесли нам в творческий кабинет "бланки-бегунки" (расписание) детей, чтобы мы проставили им в окошечки свои занятия, нам было сказано:

- Желательно объединять их, вместе! А то могут быть слёзы и истерики. Там девочка довольно плаксива. А если с братцем - может и получится усадить.

Коллеге (моей соседке по кабинету, педагогу по лепке) - повезло: у неё в расписании как раз нашлись окошечки 2 раза в неделю в одно и то же время, которые совпали с окошечками в бегунках у этих детей.

А у меня - увы, такого времени в расписании не нашлось, поэтому я поставила свои занятия (кружок оригами) брату и сестре по отдельности и понадеялась, что уж как-нибудь, как всегда, всеми хитростями, уловками, ужимками и прыжками буду отвлекать-завлекать… ПРИВЛЕКАТЬ капризную девочку-Конфетку к занятиям без брата.

У меня на занятиях

Вот клянусь!

Девочка Д. - вообще без шумов и проволочек работала! Одна!

Все инструкции - выполняла, без ошибок называла цвета и формы бумажных заготовок, сама подрисовывала глазки своей поделке и, между прочим, ни разу не всплакнула, не взбрыкнула и не отказалась от какого-либо задания.

Работала сосредоточенно и даже не отвлекалась на "внеплановых" ребят за соседним столом, которые довольно шумно клеили новогодние флажки (ээээ, просто начальство случайно обнаружило "пустоватый угол" на этаже и велело его "украсить по-быренькому").

И на следующий урок (т.е., в другой день недели) - та же самая картина: сидит человек, работает, никого не трогает и радуется жизни. И подаёт пример тем, кто пока так вести себя не умеет.

Да, немногословная. Да, медлительная. Но до чего же милая, мммм…

А брат?

Нууу, в плане работы и выполнения заданий - всё вообще прекрасно, тут без вопросов!

Однако…

Мальчик А. - то и дело подрывался со стула, когда слышал за стенами или из коридора чей-то плач. Всё говорил:

- Ой, а можно мне выйти посмотреть? Вдруг моя Конфетка плачет?

или

- А давайте на немножко зайдём в кабинет с фонариками, а? (сенсорная комната) Там моя Конфетка - совсем одна, с другой тётей!

Ух, не могу, как мило! Мальчишечка за сестру переживает, еще и так искренне!

Отвечаю ему, что тётя психолог - очень добрая, и его Конфетку - точно не напугает и не обидит.

А он - опять. Чуть кто-то где-то заплачет-зарычит, он повторяет:

- А вдруг это ОНА? Пойдемте, посмотрим!

Ладно, уступаю… Ну как не уступить такому хорошему человеку, мммм?

И сама делаю выводы: вопреки ожиданиям, именно к сестричке - вообще никаких вопросов у меня не возникло. А вот братик - как раз показался мне чересчур тревожным для своего возраста и положения.

Мальчик А. и девочка Д. на лепке

Те самые занятия, на которые им посчастливилось попасть вдвоём.

Уже никто ни о ком не беспокоится, оба сидят, благополучно работают. Катают маленькие разноцветные шарики из воздушного пластилина и прилепляют их к картонным елочкам.

Точнее, брат берёт кусочки пластилина совсем разных цветов, а сестра - выбирает в основном розовенькие, красные и сиреневые.

И тут девочка Д. остановилась…

Говорит:

- Тут нету.

Нахмурилась… А брат - сразу к ней:

- Конфетка моя, ты чего?

А она ему (грустно):

- Всё. Нету.

Брат, видимо, сразу понял, ЧТО его Конфетка имела в виду. И обратился к педагогу:

- У вас есть ещё РОЗОВЫЙ пластилин? Она хочет розовые шарики лепить. А такого пластилина больше нет.

Девочка - сразу же кивнула и улыбнулась. Ну и мы, конечно, улыбнулись. От умиления! От того, как брат понял сестренку с полуслова и, как мог, позаботился о ней.

А потом - ещё милее!

Когда девочка Д. получила в распоряжение новый кусок розового пластилина, она довольно быстро заполнила шариками пустые места на елочке.

А педагог ей сказала:

- Ух ты, молодец какая! Как красиво всё сделала и шустро, даже братика обогнала!

Ой!

Коллега немного осеклась. Ведь братик мог и обидеться!

Сколько ведь было случаев: похвалишь одного ребенка - "взбеленится" другой, и тогда всем мало не покажется! Вай-вай, вдруг будет задето самолюбие человека! Он-то - старше, еще, к тому же, мужчина а тут его маленькая девчонка обогнала! Ууууу!

А мальчик А. - ничуть не обиделся.

Как раз наоборот: погладил сестру по голове и сказал:

- Вот, а я говорил, что Конфетка у нас - умница. Молодец, молодец.

Ну ты, блин, парень, в самое сердце!
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Да откуда ж вы такие?

Чисто ради интереса, пошла к секретарю "диагностической комиссии" (я с ней в неплохих отношениях), спросила об этих ребятах:

- Откуда таких золотых рыбок в нашу мутную речку занесло?

А она мне:

- Так это ж детки нашей медсестры из физиокабинета! Что? Понравились? Аааа, нам тоже нравятся. Представляешь, она тут работает - а все равно очереди ждала восемь месяцев! Никаких "плюшек" даже для детей сотрудников.

Ну, это уже немножко другая история… Лучше закончу на позитивной нотке.

И Вам, дорогие читатели, позитива и спокойствия.

Буду признательна за верные визиты, добрые лайки и новые подписки