Найти в Дзене

От зависти к благодарности: путь психической зрелости.

Друзья, сегодня публикую завершающий пост о зависти с точки зрения психоанализа и через призму взглядов Мелани Кляйн. Начало серии здесь - зависть. https://t.me/psymostpropsy/215 Когда я наблюдаю, как люди сталкиваются с завистью, я вижу одно и то же: это чувство кажется разрушительным, но в глубине своей оно всегда указывает на место, где человеку не хватает опоры. Зависть ведь она больше о ранней боли психики, https://t.me/psymostpropsy/213 которая когда то не смогла полностью принять добро и сохранить его внутри. И потому следующий шаг после встречи с завистью всегда связан не с контролем, а с созиданием. Мы уже говорили о том, как первичная зависть запускает расщепление и стремление уничтожить источник блага. Сегодня важно завершить цикл тем, что является ее естественным противовесом. И речь о Благодарности как о феномене психической зрелости. В психоаналитической традиции благодарность это не вежливость и не формальность. Это способность принять добро, не атакуя его внутри. Это ум

Друзья,

сегодня публикую завершающий пост о зависти с точки зрения психоанализа и через призму взглядов Мелани Кляйн. Начало серии здесь - зависть. https://t.me/psymostpropsy/215

Когда я наблюдаю, как люди сталкиваются с завистью, я вижу одно и то же: это чувство кажется разрушительным, но в глубине своей оно всегда указывает на место, где человеку не хватает опоры. Зависть ведь она больше о ранней боли психики, https://t.me/psymostpropsy/213 которая когда то не смогла полностью принять добро и сохранить его внутри. И потому следующий шаг после встречи с завистью всегда связан не с контролем, а с созиданием.

Мы уже говорили о том, как первичная зависть запускает расщепление и стремление уничтожить источник блага. Сегодня важно завершить цикл тем, что является ее естественным противовесом. И речь о Благодарности как о феномене психической зрелости.

В психоаналитической традиции благодарность это не вежливость и не формальность. Это способность принять добро, не атакуя его внутри. Это умение удержать тепло и заботу даже тогда, когда поднимаются злость, напряжение или стыд.

Так рождается внутренний "хороший объект" и ощущение того, что внутри есть источник поддержки, на который можно опереться.

И именно он дает возможность выдерживать чужой успех, не разрушаясь; принимать любовь, не саботируя отношения; видеть человека объемно, а не делить его на хорошее и плохое. Это и есть основа внутренней зрелости.

Первое, что помогает в работе с этим чувством, это честность. Когда вы замечаете злость на успех другого, внезапное обесценивание своих достижений или импульс разрушить собственный план, стоит на секунду остановиться и спросить себя: я хочу получить это? Или мне тяжело от того, что это есть у другого? Так вы начинаете различать желание и ту часть зависти, которая стремится уничтожить источник боли.

Следующее, что важно, это отслеживать моменты расщепления. Когда партнер, работа или вы сами вдруг кажутся полностью плохими, это говорит механизм, а не реальность. Если сознательно найти два три хороших качества или воспоминания, восприятие снова становится объемным. Вы возвращаетесь в контакт, а не во внутреннюю атаку.

И постепенно можно переходить к благодарности как практике.

Благодарность она больше про особность присвоить себе что-то теплое и сохранить его внутри.

Когда у вас получается фиксировать даже маленькие моменты, за которые искренне благодарны сегодня, вы укрепляете тот самый внутренний "хороший" объект, который делает психику гибче и устойчивее.

На что еще хочу обратить ваше внимание. Работа со своей завистью вовсе не путь про идеальность. Он про целостность. Про способность выдерживать противоречия, оставаться живыми, настоящими и строить отношения, в которых присутствует движение, а не борьба.

Зависть перестает разрушать, когда вы перестаете бояться ее видеть и признать. И когда вы размышляете о том, что стоит за завистью.

Психолог сообщества PsyMost

Алексей Агеенков https://t.me/psymostpropsy/18