Найти в Дзене
Antibarbari HSE

Не время смеяться

? 🤔 Аристотель назвал смех уникальным свойством человека. Но пристало ли смеяться философу? Для многих античных мыслителей самообладание и ровный душевный строй значили куда больше, чем взрыв хохота. Эту линию серьёзности можно проследить от одного философа к другому. Пифагорейцы видели в необузданном смехе порок: насмешка над чужим несовершенством выдаёт злую душу. Гераклит, «плачущий философ», 😢 тоже не находил ничего смешного в несовершенном людском мире. Говорят, что Анаксагора никто не видел ни смеющимся, ни улыбающимся: созерцание строгой красоты космоса и полное самообладание не вызывают усмешку. 🎭 Его ученик, трагик Еврипид, говорят, унаследовал эту суровость: он «ненавидел смех и не был склонен шутить». Сократ, по словам его жены Ксантиппы, всегда сохранял неизменное выражение лица, никогда не терял присутствия духа и не отдавал себя во власть сильных страстей. Платон рассматривал смех как проявление интенсивного и потому опасного удовольствия, способного затмить разум. ⚠️

Не время смеяться? 🤔

Аристотель назвал смех уникальным свойством человека. Но пристало ли смеяться философу? Для многих античных мыслителей самообладание и ровный душевный строй значили куда больше, чем взрыв хохота.

Эту линию серьёзности можно проследить от одного философа к другому.

Пифагорейцы видели в необузданном смехе порок: насмешка над чужим несовершенством выдаёт злую душу.

Гераклит, «плачущий философ», 😢 тоже не находил ничего смешного в несовершенном людском мире. Говорят, что Анаксагора никто не видел ни смеющимся, ни улыбающимся: созерцание строгой красоты космоса и полное самообладание не вызывают усмешку.

🎭 Его ученик, трагик Еврипид, говорят, унаследовал эту суровость: он «ненавидел смех и не был склонен шутить».

Сократ, по словам его жены Ксантиппы, всегда сохранял неизменное выражение лица, никогда не терял присутствия духа и не отдавал себя во власть сильных страстей.

Платон рассматривал смех как проявление интенсивного и потому опасного удовольствия, способного затмить разум. ⚠️ Стражам его идеального государства не пристало быть «любителями смеха». Согласно Элиану, в Академии действовал запрет на необузданный смех - дабы избежать несерьезности и легкомыслия. Впрочем, Платон допускал смех, направленный на комическое - «слабость» тех, кто держится о себе ложного мнения.

😏 Аристотель, знаменитый мастер острого слова, считал, что смешное - это реакция на несовершенство, никому не причиняющее вреда. Как и Платон, он полагал, что не следует быть чрезмерно смешливым, но и полное отсутствие остроумия человека не красит. Смех требует контроля и меры. ⚖️ Аристотель хвалит остроумных людей, соблюдающих уместность. Примечательно, что его ученик Аристоксен славился как «великий противник смеха» и в серьёзности мог, пожалуй, тягаться с Анаксагором и пифагорейцами.

Кажется, что Демокрит, «смеющийся философ» 😄, выпадает из этого ряда. Однако внимательное прочтение фрагментов его учения показывает, что и его смех особого рода: внешнее проявление радости и душевного благополучия (εὐθυμία), основанного на мудрости и умеренности. ☀️✨

Похоже, мудрость философов предполагает не только знание причин и правильного образа жизни, но и умение не смеяться над многим. 🤫📜

Юмор
2,91 млн интересуются