В юности я много ездил на различные турниры по Советскому Союзу — более 20 городов были освоены в течение 2-3 лет. Это не считая нескольких зарубежных стран. Но в Баку очень долго оставался нецелованным мальчиком. До армии это точно.
Это был какой-то загадочный парадокс, словно внутри стоял какой-то тумблер переключения личности. Нет, как любой бакинский юноша, я любил распушить хвост перед девушками, зажечь красноречием и остроумием, но только до определенной границы бесконтактного общения. Как только намечалось нарушение моего личного суверенитета, я тут же тушевался и пытался увильнуть. Часто это было похоже на бегство.
Было пару девушек, почему-то толстушек, которые желали получить командирское тело, так от них я буквально прятался — не брал телефон и возвращался домой окольными путями. К сожалению, красавиц я мало интересовал.
Что это было? Гипертрофированное восприятие бакинского воспитания или что-то из устройства собственной психики, я не знаю. Хотя, думаю у многих парней из Баку было то же самое.
Наш "стариковский" Баку
Как бы я хотел вернуться хотя бы на несколько дней в тот Баку. Не молодым, нет, а именно в нынешнем, умудренном годами возрасте. Было бы интересно взглянуть на город не восторженными глазами юности, а скептическим стариковским взглядом. Поговорить с ровесниками на Бульваре, прогуляться по улочкам молодости, понаблюдать за молодежью тех лет.
Интересно, мне понравился бы Баку прошлого или я в нем разочаровался?
Кинотеатр "Октябрь"
Ни разу в нем не был, но, конечно, знал о нем и много раз видел.
Построенный в 1960-х годах на улице Дружбы Молодежи (у перекрестка с Инглабом), кинотеатр был не только популярным, но и значимым топографическим бакинским объектом, определяющим целый район. Частенько приходилось слышать его название как ориентир для незнакомых с этой частью Баку.
Как-то знакомая, жившая неподалеку, пыталась меня затащить на вечерний сеанс в "Октябрь". А я уже весь истратился, и в кармане было копеек 20-30 на обратную дорогу. Та сотня метров, что мы шли до касс, а я с горящим лицом продумывал варианты отступления, навсегда впечатали кинотеатр в мою память. Благо, что мы пришли поздно — билетов уже не было.
Бакинский цирк
Дата съемки цирка неизвестна (не нашел аналогов), однако это явно не после его постройки в 1967 году.
На ранних снимках цирка каскадные аллеи еще не облицованы и не так ухожены.
Мне, как думаю и большинству маленьких бакинцев, больше всего запомнился цирковой антракт и посещение во время него буфета, что говорит о том, что длинные цирковые представления были достаточно нудными для малышей, хотя немногие в этом признаются.
Клоуны, фокусники и частично большие кошки — вот, собственно, и все, что могло привлечь ребенка. При этом почти все дети мечтали сходить в цирк и очень радовались таким походам; через полчаса становилось скучновато. Сужу по себе.
Из двух десятков посещений бакинского цирка в детстве мне почему-то больше всего запомнился Карандаш и его Клякса. Меньше — Олег Попов и Никулин. Впечатлил цирк на воде, но как само экзотическое представление, по сути, он был одним из скучнейших. Всегда обильно рекламируемый Кио, на мой детский взгляд, уступал простым иллюзионистам, а медведи и собаки на арене настолько надоели, что хотелось их перемотать на быстрой перемотке.
Не сложилось у меня как-то с цирком, я был фанатом зоопарка... и циркового антракта с его мороженым, какао (лимонадом) и булочками с колбасой.
Памятник XI Красной Армии
Я уже вроде писал, но еще раз повторюсь: считаю памятник XI Красной Армии самым шикарным из всех, что были возведены в Баку в советское время.
Когда я его впервые увидел, а было это в 1989 году, памятник поразил своей мощью. Я стоял и смотрел на него как завороженный. Возможно дело и в удачном месте расположения.
Установленный 18 апреля 1980 года, рук блестящего бакинского архитектора Токая Мамедова (за него он получил Госпремию Азербайджанской ССР), памятник XI Красной Армии надо было сохранять несмотря ни на что.
Во-первых, это несомненная скульптурная ценность; во-вторых, памятник не человеку, а историческому событию. Можно было бы перенести его в какой-нибудь парк, пусть и без обозначения. Хотя, в отличие от того же мемориала 26-ти, который связан с трагическими событиями в Баку, бескровный вход Красной армии — это начало целой эпохи длиною в 70 лет.
Баку с борта вертолета
Эта потрясающая панорама города во всех открытках и иллюстрированных книгах о Баку представлена фрагментами. А тут общий вид с задним планом, который никогда не публиковался.
С новостройками начала 1970-х.
Уже тогда был заложен новый архитектурный этап развития города.
Школьная столовая
Редкий, неоднозначный снимок. В одном месте узнают мардакянскую школу № 237 во время летнего лагеря, в другом — пишут, что это ГДР.
Есть тут учащиеся 237-ой школы?
Кадр из фильма о Баку
Когда я нашел этот снимок, то подумал, что общался с девушкой в юности, уж очень она показалась знакомой. Потребовалось немало усилий деградирующего от старости мозга, чтобы определить, откуда изображение.
Это эпизодический кадр из фильма "Последняя ночь детства" Арифа Бабаева (по сценарию Максуда Ибрагимбекова). Вот что помощник режиссера позже вспоминал о девушке на нем:
Я сам выбрал Измиру Мамедову, девушку, которая гуляла с собакой в фильме ”Последняя ночь детства". Она училась в 8 классе школы № 189. Семья не позволяла ей сниматься в кино — отец у Измиры был азербайджанцем, а мать еврейкой. Жили они на улице Толстого. Мы с режиссером Арифом Бабаевым и учительницей поехали к ним домой. Нам удалось получить разрешение от семьи, пообещав, что будем забирать дочь из школы на съемочную площадку, а со съемочной площадки отвозить домой. Так и уговорили отца.
Бакинский прогулочный катер
История не сохранила дату запуска прогулочных катеров на Каспии. Скорее всего, они возникли в Баку в 1970-х, когда Бульвар был окончательно оформлен в два яруса и появилась отдельная пристань для катеров. По крайней мере, если говорить о последних советских моделях 60-х, которые бороздили акваторию Бакинской бухты до конца 90-х.
Что за катер на любительском снимке выше, я не знаю. Вроде похож на то, к чему мы привыкли, но какой-то слишком крошечный (или мне так кажется из детских представлений).
Вот снимки этих катеров, судите сами:
Вид на цирк и мечеть с проспекта Строителей
Забавный ракурс. Как будто кто-то специально выделил купола мечети и цирка.
В молодости к религиозным объектам я относился с тревожной опаской. Сказывалось советское воспитание, поэтому всех их посещавших я считал мракобесами и малообразованными людьми. А потом как-то с товарищем у которого умер отец, я попал в мечеть. Пока он решал свои дела, я прогулялся по ее территории, пообщался с верующими, которые оказались очень доброжелательными и открытыми людьми. А когда уже уходил, встретил своего учителя по высшей математике. Это был 83-й или 84-й год. Кто из нас был в большем шоке, так и осталось загадкой, хотя я вроде держался, а преподаватель заметно спал с лица.
Разница чуть больше века
У меня все. Когда-нибудь продолжу. Снимков Баку осталось много.