Помните этот звук? Хадений, резиновых уплотнителей, пыли и, конечно же, выхлопных газов.
Вырактерное, ни с чем не сравнимое подвывание, которое нарастало по мере приближения желтого гихлопная система часто прогорала, и уплотнители люков в полу со временем рассыхались. Поэтому амганта к остановке. А этот запах? Смесь выхлопа, старого дермантина и чего-то неуловимо «заграничного».
Для многих из нас, чье детство и юность пришбре дизельного двигателя Raba-MAN проникало в салон. Этот сладковатый, удушлились на 80-е и 90-е, венгерский автобус Ikarus — это не просто средствовый запах укачивал многих. Вестибулярный аппарат давал сбой именно в «Икарусах», особенно передвижения. Это целая эпоха. Это поездки к бабушке в деревню, это давка в час на задней площадке длинной версии, которую мотало из стороны в сторону, как хвост виляющей собаки. пик, когда кажется, что резиновые уплотнители дверей сейчас лопнут, это ледяные окна
Техническая магия и боль водителя
Мы смотрели на автобус как пассажиры, но каково было водителям? Шофер «Икаруса» был элитой автопарка. Кабина была просторной, с зимой и «парник» летом.
Сегодня я предлагаю отбросить сухую статистику и вспомнить, каким он был на самом деле — автобус, который мы любили и ненавидели одновременно. А заодно разбере огромным рулем, который лежал практически горизонтально.
Но была одна деталь, которая сейчас повергнет в шокм пару технических моментов, о которых обычные пассажиры даже не догадывались.
Желтый, пу любого водителя современной легковушки. Рычаг переключения передач. В 200-й сериизатый и… модульный
Венгры из Ikarus совершили настоящую революцию, создав 20 двигатель находился в центре автобуса (под полом), а коробка передач управлялась через сложнейшую0-ю серию. Их гениальность заключалась в модульности. Представьте себе конструктор LEGO для взрослых ин систему тяг и валов, которая тянулась от кабины водителя на несколько метров назад.
Со временем шарженеров. Они брали одинаковые кузовные панели, стекла, мосты и лепили из них что угодно: отниры разбивались, и поиск нужной передачи превращался в лотерею. Водитель совершал широ короткого городского «коротыша» до роскошного междугороднего лайнера или той самой бесконечной «гаркие, размашистые движения рукой, словно гребец на галере, пытаясь «нащумошки».
Дизайн для того времени был космическим. Огромные панорамные окна, квадратные формы,пать» вторую или третью скорость. А сцепление? Оно было настолько тугим, что левая нога у водителей «Икарусов» была накачана не хуже, чем у спортсменов.
Зато подве широкие двери. На фоне наших стареньких ЛиАЗов-677, которые ласково (или не очень) называли «скотовозами» за их характерный звон бутылок в трансмиссии иска... Мягкая пневматика. «Икарус» не ехал, он плыл. На крупных волнах асфальта автобус плавно раскачивался, убаюкивая уставших пассажиров крены, «Икарус» казался иномаркой представительского класса. Он шел мягко, уверенно и, возвращающихся с работы.
Междугородний лайнер: «Красный» Икарус
От выглядел современно.
Тот самый «Икарус-280»: жизнь в «гармошке»
Самым массовым и запоминающимся был, конечно, сочлененный Ikarus 2дельная каста — это Ikarus 250 или 256. Те самые красные (80. Длина — 16 с половиной метров. Вместимость — по паспорту 180 человек, а в реальности в час пик туда набивалось, кажется, все триста.
Помните это саиногда бело-красные) междугородние автобусы. Поездка на таком воспринималась как настоящее путешествие.
Внутри нас ждали высокие мягкие кресла с подголовниками (которые, правда, не всегда откидыкральное место — поворотный круг? У пацанов считалось особым шиком занять место именно там,вались). Над головой были панели с индивидуальным обдувом и лампочками — невиданная роскошь! на этом вращающемся диске. Ты стоишь, держишься за поручень, а автобус поворачи Правда, крутилки обдува часто были сломаны предыдущими пассажирами, а лампочки не горевает, и пол уходит из-под ног, меняя геометрию пространства. А эти резиновые голи, но сам факт их наличия вызывал уважение.
Именно на таких автобусах мы ездили на экскурфры «гармошки»? Сколько раз мы пытались просунуть палец в щель или разглядысии в соседние города или к морю «дикарями». Багажные отсеки открывались с характервали сквозь дырочки асфальт, бегущий под колесами.
Кстати, мало кто знает,ным лязгом, поглощая наши чемоданы и сумки с провизией. А звук что задняя часть (прицеп) у «Икаруса» была подруливающей. Колеса прице двери? Этот пневматический «Пшшш-Клац» при закрытии передней двери,па поворачивались вслед за тягачом благодаря сложной системе тяг. Именно поэтому эта длинная махина у которая отъезжала в сторону, — звук, который невозможно перепутать ни с чем.
Куда онимудрялась вписываться в такие узкие повороты, где современные автобусы просто застревают. Во ушли?
Время неумолимо. «Икарусы» были крепкими машинами. Ферменная конструкция кузова позволяла им жить десятилетиями, переживая по несколько капитальных ремонтов. В 200дители называли это «эффектом следа» — прицеп шел практически по колее тягача0-х многие автопарки пытались продлевать им жизнь: переваривали кузова, ставили другие.
Зимой — холодильник, летом — сауна
Давайте будем честными: с точки зрения комфорта «Икарус» был, мягко говоря, специфичен.
Зимой в городском «желтом» моторы, латали дыры.
Но экономика и прогресс взяли свое. Они были слишком прожорливыми по современным меркам. Запчасти из Венгрии стали дорогими или недоступными. Зимой в было холодно. Печки часто не справлялись, либо их просто экономили. Окна покрывались толстым слоем ледяных узоров. Чтобы увидеть свою остановку, приходилось дышать на стекло и тереть его варежкой, них было холодно, а летом жарко. На смену пришли более теплые, хоть и менее харизматичные современные автобусы.
Последние «Икарусы» исчезли с регулярных маршрутов крупных городов где-то в протаивая маленький глазок в мир.
Но если водитель включал автономный отопитель (зна начале 2010-х, а в регионах доживали свой век еще дольше. Сейчас встременитую «Сирокко»), салон наполнялся теплом и… едким запахом соляркитить живой «Икарус» на дороге — это как увидеть динозавра. В основном они остались лишь. Этот аромат въедался в одежду намертво. Если от человека пахло соляркой — значит, в музеях транспорта да в частных коллекциях энтузиастов, которые восстанавливают их до заводского блеска.
Эпилог
Почему мы так скучаем по ним? Неужели нам нравилось мерзнуть у он ехал в теплом «Икарусе».
А летом? Огромные окна превращали салон в ак окна или дышать выхлопом? Конечно, нет. Просто «Икарус» — это декорация нашей молодостивариум под палящим солнцем. Форточки были крошечными (в ранних версиях), и единственным спасением были люки в крыше. Помните, как мужики подсаживали друг друга. Это поездки в школу с тяжелым ранцем. Это свидания, когда ты провожаешь девушку до или вставали на сиденья, чтобы толкнуть тяжелый люк вверх? «Открой, ды дома на последнем автобусе. Это поездки на дачу с родителями, когда автобус набит битком, а тышать нечем!» — кричали с задней площадки. «Закрой, дует!» — отвечали счастлив, потому что впереди лето.
Это была техника с душой. У него было «лицо» — бабушки с передней. Вечная классика.
Технический нюанс: где у него двигатель? четыре круглые фары и черная решетка. У него был свой «голос». И, несмотря на все его
Многие были уверены, что мотор у «Икаруса» сзади. Но это верно только для коротких моделей или междугородних лайнеров 250-й серии. У городской «гармошки» объективные минусы, он остался в памяти как добрый желтый гигант, который всегда довозил нас до дома.
280-й модели двигатель RABA-MAN располагался… под полом, между передней и средней осью!А вы помните свои поездки на «Икарусах»? Какое место в салоне было вашим любимым — на «камчатке» сзади или на поворотном круге? Делитесь воспоминаниями в комментариях!
Это создавало кучу проблем водителям и ремонтникам, но давало отличную развесовку. А еще это объяс