Найти в Дзене
Известия

Поймать волну: как сохранить школы при небольшом числе учеников

Минпросвещения считает важной задачей сохранение материально-технической базы в школах, несмотря на демографические тренды ближайших лет, — об этом заявил заместитель министра Александр Бугаев. Тренды таковы, что в 2025 году в первый класс пришло минимальное число первоклассников за последние 10 лет, и снижение в ближайшие годы продолжится: страна находится в периоде спада рождаемости. Как использовать годы, когда в стране будет мало детей, для сохранения и преумножения материальной школьной базы, разбирались «Известия». На совещании в комитете Совета Федерации по социальной политике замглавы Минпросвещения Александр Бугаев подчеркнул, что в министерстве понимают, как сильно сократится количество детей в школе в ближайшие годы: демографический тренд ближайших лет уже просчитан. Однако это не должно стать причиной сокращения материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях, которая создана в последние годы. «Для нас это не должно стать показателем того, что программы капи
Оглавление
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов

Минпросвещения считает важной задачей сохранение материально-технической базы в школах, несмотря на демографические тренды ближайших лет, — об этом заявил заместитель министра Александр Бугаев. Тренды таковы, что в 2025 году в первый класс пришло минимальное число первоклассников за последние 10 лет, и снижение в ближайшие годы продолжится: страна находится в периоде спада рождаемости. Как использовать годы, когда в стране будет мало детей, для сохранения и преумножения материальной школьной базы, разбирались «Известия».

Почему число детей в школах сокращается

На совещании в комитете Совета Федерации по социальной политике замглавы Минпросвещения Александр Бугаев подчеркнул, что в министерстве понимают, как сильно сократится количество детей в школе в ближайшие годы: демографический тренд ближайших лет уже просчитан. Однако это не должно стать причиной сокращения материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях, которая создана в последние годы.

«Для нас это не должно стать показателем того, что программы капитальных ремонтов, строительства новых образовательных организаций должны быть свернуты. И, не дай бог, перепрофилированы уже созданные или отремонтированные образовательные организации», — сказал Александр Бугаев.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов

Демографический спад он назвал временным явлением, отметив, что система образования «должна сохранить всё, что есть сейчас».

Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, член Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям Любовь Духанина назвала эту позицию совершенно правильной.

— Демографический кризис — явление временное, а школа строится на десятилетия. Нужно понимать, что программа строительства школ разрабатывается и реализуется не один год. Идет поиск средств, заключение соглашений с регионами, затем строительство, оснащение, создание педагогического коллектива. Останавливать процесс, который так долго набирал обороты, нельзя, — подчеркнула собеседница «Известий».

Минпросвещения в ответ на запрос «Известий» заявило, что, по нацпроекту «Молодежь и дети», предусматривается строительство 150 новых школ в регионах, где есть дефицит мест в общеобразовательных организациях. Их перечень уже сформирован и одобрен.

   Фото: ТАСС/Семен Лиходеев
Фото: ТАСС/Семен Лиходеев

При этом в министерстве не озвучили свою позицию в ответ на вопрос о возможности новой волны оптимизации, объединения и закрытия школ, особенно в небольших населенных пунктах, в связи с сокращением количества учеников.

Когда закончится снижение рождаемости

Председатель комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко отмечает, что сейчас страна находится на пике численности школьников — их примерно 18 млн. Постепенно их количество будет уменьшаться.

В этом году в школы пришли 1,5 млн первоклассников. Это минимальное их количество за последние 10 лет, но, судя по всему, максимальное в ближайшие годы. Дело в том, что в 2025 году в школы пошли в основном ребята 2018 года рождения. Примерно в это время началась новая демографическая яма: в детородный возраст вошло малочисленное поколение середины 1990-х. И если в 2014 году (это нынешние 4–5-классники) родились 1,940 млн человек, то в 2018-м — 1,604 млн, в 2019 году — 1,481 млн. В 2023 году — уже всего 1,264 млн.

Президент организации «За жизнь!», демограф Сергей Чесноков отметил, что наиболее «узкое демократическое горло» придется на 2030–2035 годы, когда снижение рождаемости достигнет дна и начнется подъем.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— Если самая низкая рождаемость будет в 2030–2035 годах, то, соответственно, меньше всего детей в школах будет в конце 2030-х – начале 2040-х, — сказал собеседник «Известий».

Он подчеркнул, что этот период можно пройти по-разному: если будут приняты правильные меры в демографической политике, то из демографической ямы страна может выйти раньше.

— На решение демографической проблемы сейчас выделено около 20 трлн рублей на ближайшие пять лет. Раз государство выделяет такие средства, значит эта проблема находится в приоритете. Рано или поздно ситуация будет переломлена, — уверен Сергей Чесноков.

Ждать ли закрытия школ

Любовь Духанина отмечает, что путь закрытия школ из-за демографической ямы Россия уже проходила.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— И особой экономии из этого не вышло: школы закрывались, здания передавались кому-то в управление или в собственность, а годы спустя начинался поиск средств для строительства новых школьных зданий, — рассказывает она.

С 2019 года было построено 1634 школы более чем на 1 млн мест, но даже при этом условии по-прежнему в стране много школ, находящихся в аварийном состоянии: из почти 68,5 тыс. зданий требуют капитального ремонта 17,9 тыс., а в аварийном состоянии находятся 510, отметила Любовь Духанина.

Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина называет темпы обновления школ и нового строительства низкими. Она объясняет, что, как только после 1990-х появились деньги на развитие, в школах начался период малочисленности учеников. Доля малокомплектных школ была очень велика, да еще и активно шел отток людей из сельской местности. При этом власти, предвидя подъем рождаемости, вложили немало инвестиций в детские сады: как в строительство, так и в возврат зданий, которые были переданы под другие нужды. А школы отошли на второй план, и их модернизация отстала от темпов демографической волны.

Сергей Рыбальченко называет закрытие сельских школ одной из самых больших ошибок, допущенных ранее — вслед за этим пустели сами села и деревни. Сергей Чесноков добавляет, что таким же образом работает и закрытие фельдшерских пунктов.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— На уровне отдельных региональных министерств это случается и сейчас, поэтому, например, закрываются роддома в районных центрах, — отметил Сергей Чесноков. — Ситуация противоречива, хотя в целом есть ощущение, что российские власти стали подходить к вопросу более системно.

Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Борис Илюхин отметил, что в сельской местности школа очень часто становится центром всей общественной жизни: там размещают и музей, и библиотеку, и дополнительное образование.

— Сокращение количества школ идет постоянно, но во многом причина не в закрытии, а в реорганизации. Некоторые школы на селе становятся филиалами более крупных. Массового закрытия в связи со снижением рождаемости не произойдет, — сказал Борис Илюхин «Известиям».

   Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

По его словам, также важно учитывать миграцию, из-за которой в одних регионах число детей увеличивается, а в других, наоборот, падает быстрее.

Как использовать время демографической ямы

Людмила Духанина подчеркивает, что важно очень аккуратно действовать в ситуации демографического кризиса. Это не повод снижать финансирование системы образования, которая и так «хронически недофинансирована», а учителя — перегружены.

— Наоборот, это повод пересмотреть норматив финансирования на одного ученика в сторону увеличения и довести его до реально необходимых значений. У педагогов появится возможность работать в более комфортных условиях, больше времени уделять детям, повышать качество образования, индивидуализировать образовательный процесс. А управленцы смогут развивать образовательную среду, — заметила она.

Сергей Рыбальченко отмечает, что время демографической ямы — это возможность существенно нарастить качество образования и образовательной среды. По его словам, именно в этот период необходимо создавать «школу будущего», которая будет соответствовать вызовам нового времени.

   Фото: ТАСС/Руслан Шамуков
Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

Он также призывает воспользоваться временем и пересмотреть нормы по количеству учеников в классах. Сейчас, по новым СанПиН, число детей регулируется квадратными метрами учебных кабинетов, однако, считает Сергей Рыбальченко, нужно вернуться к системе, при которой учитывалось число учеников в одном классе.

Ирина Абанкина соглашается: во время последней демографической волны наполняемость классов в школах значительно превысила рекомендуемые 25 человек — сейчас могут учиться по 35 ребят в одном классе. Особенно сложная ситуация, по ее словам, в республиках Северного Кавказа.

— Поэтому там, где можно, стоит вернуться всё-таки к предельной наполняемости в 25 человек в классе. Об этом много говорили: когда детей слишком много, концентрация у них снижается, а утомляемость растет. Особенно это актуально для начальной школы, где нужна более камерная обстановка, — сказала она.

По словам Ирины Абанкиной, важна также разработка проектов школ для небольших групп и для разновозрастных детей. Инфраструктура школы в сельской местности должна выполнять и другие социальные функции и даже быть мобильной — то есть, «сворачиваться» в случае своей невостребованности и перемещаться туда, где она необходима. Там, где происходит отток населения, особенно нужны подобные современные мобильные проекты, но пока их мало.

   Фото: РИА Новости/Александр Кряжев
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Также необходимо сокращать число вторых смен, которых в регионах остается достаточно много. Поэтому новые школы совсем не будут лишними: наоборот, они будут обеспечивать новый вектор развития общего образования, — добавил Сергей Рыбальченко.

Еще одно направление, которое тоже нужно посмотреть, — это возможность объединения детских садов с начальными школами. Такое решение позволит сформировать образовательное пространство для детей младшего возраста, в нем нем будет границы перехода между дошкольным образованием и начальной школой.

Ирина Абанкина, однако, замечает, что нагрузка в значительной степени ляжет на мунипалитеты, а не на государство, поскольку пока подавляющее большинство школ находится в муниципальной собственности.