- Мама, я собираюсь уехать. Переехать пожить к Кате, - сообщила 16-летняя Таня, торопливо складывая одежду в потертый чемодан. Мама, Галина Кузьминична взглянула на нее растерянно и утомленно:
- Что значит «уехать»? Подожди, куда собралась? Давай попробуем вместе все решить, оставайся пока дома.
- Нет, мам, - отрезала Таня, избегая взгляда матери. - Мы не сможем договориться. Я хочу жить сама по себе, так, как мне хочется...
Этой Таней, которая рвалась из родительского дома и была наша Татьяна Лаврова. Ее настоящее имя - Татьяна Андриканис. Таня родилась в Москве летом 1938 года. Её отец, заслуженный артист Евгений Андриканис, занимался профессиями оператора кино и режиссера документальных фильмов. Мать, Галина Пышкова, трудилась оператором кинематографа. Среди её творений - кинолента Владимира Герасимова под названием «Испытательный срок».
Детские годы девочки завершились, когда ей было 12 лет: тогда расстались ее родители. Этот переломный период существенно повлиял на формирование характера Татьяны. Отчим оказался неспособным наладить отношения с ребёнком, и атмосфера дома постепенно становилась всё напряжённее.
Таня была очень впечатлительной девочкой. Она позже частов вспоминала один разговор со своей бабушкой, который стал каким-то предзнаменованием для нее. Впрочем, судите сами:
- Бабуля, кажется, я забеременела. Сегодня Женечка меня поцеловал, - призналась я любимой бабушке, войдя домой. Слезинки застряли меня в глазах, казалось, что весь мир пошел кувырком.
Бабушка отложила вязальные принадлежности. Никакого удивления или смеха. Наоборот, она была спокойна и очень внимательна ко мне:
- Успокойся, Танька, - мягко произнесла она. - Давай начнем сначала. Может, расскажешь подробнее? У вас было свидание?
- Нет, бабуль, никакого свидания. Просто сходили вместе в кино, потом он провожал меня до дома… и вдруг неожиданно поцеловал. Все тело заныло, закружилась голова, чувствую себя ужасно. Разве это не признак беременности?
Медленно встав, бабушка достала из шкафа стакан и наполнила водой.
- Выпей потихоньку, дорогая. Голова часто кружится от переживаний, сердце учащенно бьётся, да и боли внизу живота могут возникать совсем по другим причинам. Ведь вам на уроках биологии разве не рассказывали обо всём подробно?
Мои щеки, наверно, тогда вспыхнули очень ярким румянцем. Помню, как пальцы нервно стиснули стакан.
- Так вот слушай, - спокойно продолжила бабушка, вновь беря в руки спицы. - Ни один самый талантливый человек мира ещё ни разу не смог оплодотворить девушку одним поцелуем. Но зато благодаря этому поцелую в твоём сердце зародилось чувство первой настоящей любви. Оно порой доставляет столько беспокойства и тревоги, будто больнее ничего и быть не может...
Этот эпизод отложился в памяти Тани Лавровой. И это она пережила еще не один раз в своей жизни. Она решила уйти из дома, когда ей было только 16. Уже тогда Татьяна поняла, что сцена станет ее убежищем и спасением. Получив школьный диплом, она обошла все театральные институты столицы, пока наконец не поступила в Школу-студию МХАТ. После окончания учебы талантливую девушку сразу пригласили в театр.
Здание легендарного театра строилось на средства благотворителя Саввы Морозова, дальнего родственника Татьяны - не правда ли, символично? Татьяна ему правнучатая племянница, а революционер Николай Шмит, тоже из рода Морозовых, был братом отца ее бабушки. А бабушку после революции 1905 года выслали из России. Она осела во Франции. Там появился на свет отец Татьяны — Евгений Андриканис.
В облике и поведении Лавровой всегда ощущалось некое благородство, в поступках была независимость, граничащая с неприятием обыденных норм. Иногда ее поведение могло показаться окружающим экстравагантным. Но она была... аристократка. Этим все объяснялось.
Руководство МХАТа заметило юную актрису и ей доверили сыграть роль Нины Заречной в спектакле «Чайка» Чехова. Такое предложение считалось большой удачей для молодого специалиста, но требовало одной уступки: пришлось поменять громкую фамилию Андриканис на менее заметную. Но какую?
Как-то вечером друзья собрались у Тани в гримерке, записали на бумажках разные варианты псевдонимов и вытянули один. Татьяна Андриканис превратилась в Татьяну Лаврову.
Под новым именем актриса впервые появилась и на большом экране. Это была картина «Девять дней одного года» режиссера Михаила Ромма, которая привлекла внимание всей страны. В центре сюжета противостояние умов в исполнении Смоктуновского и Баталова, а рядом с ними девушка (ее героиня), которая может выбирать не умом, а сердцем.
Сердце самой Тани к тому времени было занято. Еще на 1 курсе она встретила Евгения Урбанского, признанную звезду экрана, которого знали повсюду. Его внимание приятно радовало девушку, увлекало и приводило в восторг. Но Урбанский был старше на 6 лет, в браке и воспитывал ребенка.
Ради Татьяны он покинул жену, но юридически развод так и не состоялся. Плюс ко всему он привлекал внимание многих женщин. Иногда исчезал надолго, возвращаясь с оправданиями, которым молодая подруга верила. Она не думала о последствиях разрушения чужой семьи. Для неё Женечка оставался воплощением таланта и глубокой натуры, и Таня обожала его, говорила, каким выдающимся человеком он является.
Они прожили 7 лет, и все эти годы Лаврова твердила, как же это замечательно, что он с ней. А потом Урбанский познакомился с латвийской актрисой Дзидрой Ритенбергс... и оставил Таню. Для нее это стало серьезным испытанием. Она страдала, но продолжала испытывать чувства к нему, звоня снова и снова:
- Женя, это я... Может, встретимся хотя бы ненадолго? Надо поговорить, - ее голос звучал неуверенно... Женщина умоляла. В трубке повисло короткое, но тягостное молчание.
- Танечка, больше нет нужды. Моя жизнь изменилась, у меня новая семья...
- Ну, тогда хотя бы... как старые знакомые..., - говорила она робко, хватаясь за последнюю надежду.
- Нет, нельзя. Прощай.
Самолюбие актрисы было просто растоптано! Однако для нее Урбанский остался таким же особенным и неповторимым. Даже спустя много лет Лаврова рассказывала о тех счастливых днях с легкой печалью. Больше всего любила вспоминать их первый поцелуй.
***
Вернемся назад. Работа над фильмом «Девять дней одного года» далась молоденькой актрисе нелегко. Перед камерой она сильно напрягалась. Во время сцены, где ее героине Леле приходилось лечь в кровать с Алексеем Баталовым, от нее ожидали мягкости и естественности, а она испытывала лишь мучительный испуг. Режиссер потом рассказывал:
- Ее трясло, когда приходилось ложиться в постель к Баталову. Алексей же уговаривал Лаврову: "Таня, послушайте. Вы ж сейчас не Леля, и я не Митя. Мы просто товарищи по съемочной площадке. Камера вон там. Давайте сделаем глубокий вдох и будем снимать сцену". Лаврова молча кивнула ему, но расслабить крепко сжатые руки так и не смогла. "Забудьте о ролях, - продолжал уговаривать Баталов. Просто вытянитесь, прикройте веки и представьте самое приятное воспоминание. Я буду рядом. Всё получится".
Когда режиссер объявил начало съемки, зрители увидели не зажатых актеров, а двух близких людей в интимный момент их совместной жизни. Магия кино воплотилась благодаря уговорам мудрого коллеги - и все сняли буквально за один дубль.
Смоктуновский тоже помогал Лавровой, осторожно направлял и подбадривал. Кстати говоря, оба - и Баталов и Смоктуновский - испытывали симпатию к молоденькой талантливой коллеге и пытались завоевать её расположение. Особенную активность проявлял Баталов, но серьёзных романтических отношений между ними не возникло.
После выхода фильма Татьяна смогла выезжать за рубеж. Однажды её включили в состав делегации, отправляющейся в Мексику. Актриса потом часто вспоминала, как на одном из светских приёмов, окружённая элегантными кавалерами, она чувствовала себя центром всеобщего внимания. И зачем-то весело крикнула: "Всем в бассейн!" Несколько гостей мгновенно ринулись в воду. За такую импульсивность Лавровой запретили выезжать за пределы страны 5 лет.
***
В 1962 году, приняв предложение Олега Ефремова, Лаврова покинула МХАТ и вступила в ряды «Современника», окунувшись в атмосферу творчества и новаторства. Здесь царила особая атмосфера: после спектаклей артисты собирались в кафе-театральном подвале, обменивались мнениями, подпевали бардам, горячо спорили друг с другом... Казалось, каждый день приносил новые открытия. Тем не менее значительных ролей на сцене «Современника» Татьяна практически не играла.
Зато в личной жизни Лавровой было много "заметных ролей"...
Продолжение следует...
Уважаемые читатели. Эта статья слишком длинная получилась, поэтому я посмел разделить ее на 3 части. Вторая часть выйдет буквально через 3 часа, а следующая, третья часть, завтра утром. Я оставлю ссылки ниже по мере их выхода. Или же заходите в телеграмм канал - там будут анонсы.