“Красное небо” (англоязычный вариант названия Afire – “охваченный огнем”) – это драма немецкого режиссера и сценариста Кристиана Петцольда.
Премьера драмы состоялась в рамках основной программы Берлинского кинофестиваля (73rd Berlin International Film Festival), и она удостоилась Серебряного Медведя, второй по значимости награды фестиваля.
Трилогия о стихиях
Фильм “Красное небо” является второй частью трилогии Петцольда о стихиях, и его стихия – огонь. Первой частью была драма “Ундина” (Undine) 2020 года, и ее стихией была вода, третья часть “Отражения № 3” (Miroirs No. 3) вышла в 2025 году, и затрагивает стихию воздуха.
Во всех этих фильмах Петцольд снимал свою новую музу Паулу Бер (Paula Beer), пришедшую на смену Нине Хосс (Nina Hoss).
Идея этой части трилогии пришла Кристиану Петцольду во время пандемии, и в сюжет он ввел мотив изоляции, а в качестве литературного вдохновения он использовал рассказ Антона Павловича Чехова “Дом с мезонином” (1896).
Предыдущая трилогия Кристиана Петцольда называется “Любовь во время репрессий” (Love in Times of Oppressive Systems), в нее входят драмы “Барбара” 2012 года, “Феникс” 2014 года и “Транзит” 2018 года.
Сюжет
Лучшие друзья Феликс и Леон приехали на лето на побережье Балтийского моря в уютный дом, который когда-то купил отец Феликса.
Леон (в исполнении Томаса Шуберта) – писатель, планирует дописать свой второй роман, Феликс для поступления в университет должен составить портфолио, и своей темой он выбрал “Люди, смотрящие на море”.
Их обоих ждал “сюрприз”, о котором мать Феликса забыла предупредить, – в доме была девушка Надя (в исполнении Паулы Бер), продавщица мороженого на побережье. Леон воспринял ее присутствие с огромным недовольством – он не рассчитывал на посторонних, но еще больше его не устроило то, что не удастся пожить в отдельной комнате, потому что в доме их всего две.
Феликс (в исполнении Лэнгстона Уйбельже) все принимает с позитивом – он не теряется, когда на полпути заглох автомобиль, на котором они ехали, он не задумываясь наводит порядок в кухне, несмотря на то, что тарелки там оставили другие люди, он не злится из-за того, что в соседней спальне развлекается парочка, он с удовольствием купается в море и принимается за свое портфолио, он знакомится с Надей и ее приятелем Дэвидом (в исполнении Энно Требса), спасателем с пляжа. Словом, он не забывает про портфолио и заодно пользуется тем, что находится на побережье в летний период.
В то же время его друг Леон – это мрачная брюзжащая туча. Для него все – это работа, как его упрекает Феликс. Но, как выясняется, Леон не делится своим временем на благо работе, но и работа ему не удается.
Леон замкнут и хамоват, он полностью сконцентрирован на себе и склонен всех оценивать ниже себя. Его неудачный роман под названием “Клаб-сэндвич”, над которым он мучительно работает, непосредственно влияет на его поведение – свое неудовольствие от того, каким получается текст, он вымещает на окружающих. Феликс, по его мнению, не особенно хорошо продумал идею с портфолио, Надя для него всего лишь какая-то мороженщица, а на Дэвида он и вовсе не обращал внимания, словно его не существует.
При этом не так далеко от места, где стоит дом, полыхали лесные пожары, и огонь постепенно распространялся, захватывая все большую территорию. Однажды огонь подошел слишком близко.
Мысли и впечатления после просмотра
Я это уже говорила, но такое можно и повторить. Мне очень нравится творчество Кристиана Петцольда – у него есть свой собственный стиль повествования, который меня увлекает. Его истории медлительны, но не настолько, чтобы убаюкать. Петцольд на постоянной основе работает с оператором Гансом Фроммом, с которым они выработали очень эстетичную вселенную – яркая палитра, воздух, небольшие уютные пространства, в которых всегда центральное место занимает изучаемый объект.
Его герои обычно немногословны, может, даже немного неуклюжи. Главный герой драмы “Красное небо” Леон – как раз такой. Дуэт Леон и Феликс – это словно ох и ах. Если Феликс не склонен унывать, то Леон на каждое препятствие находит жалобу.
Также Кристиан Петцольд обычно не особенно придерживается логики в повествовании; как я уже писала в предыдущем тексте (на “Отражения № 3”), его истории раскручиваются словно сновидение – по своей уникальной траектории, неожиданно и непредсказуемо. В “Красном небе” тоже есть странности – побережье и местные гостиницы из-за пожаров полупустые, а Леон при этом жаловался на то, что ему негде уединиться для работы над рукописью, хотя мог снять номер; их заглохший автомобиль нельзя было отбуксировать с дороги опять же из-за пожаров, но издатель Леона Хельмут Вернер без проблем прибыл в опасную зону. Получается, что, с одной стороны, они чему-то препятствуют, с другой, все работает словно их не существует. Но парадоксально какие-то сценарные косяки не мешают общему восприятию.
Петцольд сам не теряется в своих историях, неизменно выводя в каждой основную идею. Если брать все части трилогии, посвященной стихиям, то “Ундина” рассказывала о тесной связи личной и коллективной истории, как они порой утопают во всем этом; третья часть “Отражения № 3” раскрывает тему переживания потери и дает понять, что в жизнь необходимо пускать свежий воздух, чтобы окончательно не сойти с ума; а “Красное небо” иллюстрирует губительную силу самовлюбленности, сравнивая это с пожаром, который кажется далеким, но тот постепенно приближается, а потом оставляет только угли. Я бы даже отметила, что “Красное небо” – это своеобразная история взросления (coming-of-age), потому что Леон проживает эволюцию от эмоциональной слепоты к опознаванию в себе тяги к теплу и более осознанному существованию.
В драме “Красное небо” Кристиан Петцольд выстраивает повествование на точке зрения – все в этой истории расценивается с двух сторон. Как есть и как это видится. Неспроста Феликс придумывает создать портфолио “Люди, смотрящие на море”, что является отсылкой к творчеству французской художницы и фотографа Софи Калле (Sophie Calle), чьей особенностью творчества являлось наблюдение за незнакомцами и исследование их частной жизни таким образом.
Так, первым примером является то, что мнение Леона о Наде формируется еще до того, как он ее увидел. Он вошел в дом и увидел грязную посуду, бардак в спальне, а потом, когда наступила ночь, его разозлили вздохи в соседней спальне. Утром же девушка оказалась не такой, как он придумал – это была не высокая искательница приключений, а вполне себе земная девушка-соседка в скромном платье. Эта девушка вывесила белье на веревку и уехала на велосипеде.
Вторым примером является взгляд на главного героя Леона. Перед зрителем он предстает угрюмым и неприятным, позже Феликс своими словами о том, что для Леона – все в тягость, словно дает разрешение испытывать раздражение относительно главного героя как нарцисса.
Потом вся компания с замиранием сердца смотрела на красное от пожаров небо – оно выглядело красиво, конечно, но второй стороной такой красоты была вполне реальная опасность, и ее трудно было осознать с того расстояния, которое разделяло компанию и огонь. Природная катастрофа в фильме служит и метафорой личных драм действующих лиц, так как подчеркивает необходимость осознавать реальные угрозы – ведь человек существует не в вакууме, потому быть всегда во власти только своей личности невозможно.
Открывающая сцена, в которой Феликс и Леон пробирались по лесу к домику, тоже выглядит символично – для Леона, так точно. Он очевидно оказался в дебрях – потерялся в себе, и это как намек на то, что ему наконец нужно выбираться из своего самовлюбленного существования, перестать превозносить себя, унижая других. Он не должен полагаться на то, что Феликс постоянно будет вести автомобиль, искать обходные пути, принимать решения и находить выход из леса. И, если Феликс был лоялен к Леону, то вот Надя оказалась жестче. При всей своей хрупкости, она подобно огню прошлась по самовлюбленности Леона – художник по костюмам Катарина Ост (Katharina Ost) даже основным нарядом для Нади выбрала ярко-красное платье, отсылающее к цвету пламени; но также и к страсти, так как для Леона Надя стала желанным объектом.
В целом драма “Красное небо” получилась вроде как простой и понятной, при этом она эмоционально насыщенна, благодаря прекрасным актерским работам.