Подходим к одному из самых драматичных моментов в истории индуизма. XIX век. Индия под британским владычеством. Западный мир обрушивается на неё не только пушками и законами, но и двумя мощнейшими идеологиями: христианским миссионерством и научным рационализмом.
Представьте себе состояние образованного индийца того времени. С одной стороны - родная традиция, которая в глазах колонизаторов выглядит набором суеверий: касты, сати (самосожжение вдов), идолопоклонство, детские браки. С другой - агрессивно продвигаемые западные ценности: прогресс, наука, гуманизм, монотеизм.
Именно в этом тигле рождается современный индуизм. Это уже не та стихийная, органичная традиция, что была раньше. Это проект. Проект ответа на вызов. И три ключевые организации этого проекта - Брахмо Самадж, Арья Самадж и Миссия Рамакришны - предлагали три разных, часто взаимоисключающих рецепта спасения.
Брахмо Самадж (Общество Брахмо): Элитарный рационализм
Основатель - Раммохан Рай (1772-1833), «отец современной Индии». Блестящий интеллектуал, знавший санскрит, арабский, персидский, английский. Его диагноз: индуизм болен «искажениями» - идолопоклонством и суевериями.
Рецепт Брахмо Самадж:
За Упанишадами! Раммохан видел в них монотеистическую, почти деистическую философию, совместимую с разумом. Всё остальное - поздние наслоения.
Отвержение «идолопоклонства»: Никаких мурти, никаких пудж, никаких храмов с образами. Молитвенные собрания проходили в зале, где читались тексты всех религий (включая Библию и Коран), звучали гимны и проповеди.
Социальный реформизм: Борьба с сати, поддержка женского образования, критика кастовой системы.
Стиль: Это было общество западнической элиты - англизированной, говорившей на английском, одевавшейся по-европейски. Их бог - безликий, рациональный Творец.
Проблема: Они отрезали индуизм от его живого тела - от народной религиозности, эмоций, искусства, ритуала. Это был индуизм для гостиной, а не для сердца и улицы. Он так и остался движением тонкой прослойки бенгальской интеллигенции.
Арья Самадж (Общество Ариев): Фундаменталистский нативизм
Основатель - Даянанда Сарасвати (1824-1883). Его диагноз был противоположным: индуизм болен не потому, что отошёл от Упанишад, а потому что отошёл от Вед! Все поздние наслоения - Пураны, эпическая литература, тантра - это и есть искажение.
Рецепт Арья Самадж:
«Назад к Ведам!»: Только четыре Веды - абсолютный и достаточный авторитет. И Даянанда дал им своё, буквалистское и рационалистическое толкование. В Ведах, по его мнению, уже есть все научные открытия - от паровоза до электричества.
Агрессивное отторжение всего «не-ведийского»: Яростная критика не только христианства и ислама, но и «идолопоклоннического» индуизма. Крестовые походы против поклонения мурти.
Борьба с кастой (но не с варной!), поддержка женского образования, просветительская деятельность. Ввели ритуал шуддхи (очищения) - возвращение в лоно индуизма тех, кто перешёл в другие религии.
Это был боевой, пуританский, реформистский индуизм. Агрессивно анти-западный по духу, но использовавший западные методы (пропаганду, организацию). Он говорил на хинди, апеллировал к среднему классу, особенно в Пенджабе.
Проблема: Их индуизм был искусственной реконструкцией, выхолощенной и слишком сухой. Они выбросили за борт именно то, чем жили миллионы, - бхакти, поэзию, личностных богов. Это породило воинственный индуистский национализм, но не могло удовлетворить духовные запросы.
Миссия Рамакришны: Инклюзивный мистицизм
А вот здесь - реакция на самих реформаторов. Рамакришна Парамахамса (1836-1886) - не интеллектуал, не политик. Он был безумным святым, мистиком, бхактом из простонародья. Жрец в храме Кали, он пережил экстатические состояния, практикуя пути ислама и христианства. Его опыт был прост: «Йато мат, тато пат» - «Сколько путей, столько и мнений». Все религии ведут к одной цели, как разные реки в один океан.
Его ученик и систематизатор - Свами Вивекананда (1863-1902). Он взял опыт учителя и облёк его в философию, понятную Западу.
Рецепт Миссии Рамакришны:
Не реформа, а реабилитация: Не нужно ничего отбрасывать. Индуизм и так совершенен, но его нужно правильно понять. Идолопоклонство? Это необходимость для неоформленного ума. «Если вам нужен символ, пусть он будет самым прекрасным».
Философский синтез: Вивекананда выдвинул доктрину «ведантического гуманизма». Четыре йоги как пути для разных темпераментов: Джнана (знание), Бхакти (преданность), Карма (действие), Раджа (медитация). И все они ведут к одной реальности.
Социальное служение как поклонение: Лозунг - «Даршана шакти, сева шакти» («Сила в видении Бога во всём, сила в служении человеку как Богу»). Больницы, школы, помощь голодающим - это не просто благотворительность, это религиозный долг.
Диалог с Западом, а не подражание: Вивекананда, блестяще выступив на Всемирном парламенте религий в Чикаго (1893), показал Западу индуизм как универсальную, научную, толерантную религию разума и духовности. Он дал индийцам то, чего они отчаянно жаждали, - гордость за свою традицию.
XIX век превратил индуизм из стихийного пути жизни в рефлексивную, самоосознающую религию, способную давать ответы.
Брахмо Самадж пытался сделать его рациональным и респектабельным для Запада - и проиграл, создав лишь интеллектуальный клуб.
Арья Самадж пытался сделать его сильным и очищенным для борьбы - и породил воинственный фундаментализм.
Миссия Рамакришны сделала то, что оказалось гениальным. Она не стала отказываться ни от чего. Она объяснила многобожие как пути к Единому, ритуал - как психологическую необходимость, а социальную работу - как высшую духовность. Она дала индуизму современный язык, не отрывая его от корней.
Именно синтез Вивекананды, вобравший в себя и социальный пафос реформаторов, и духовную глубину традиции, стал основой того нео-индуизма, который сегодня известен всему миру. Он ответил на вызов Запада не отступлением, а развёрнутым наступлением, заявив: «Наша древность - это ваше будущее». И в этой парадоксальной формуле была заключена вся боль и вся надежда индийского Возрождения.
Продолжение следует.
ОТКРЫТ НАБОР НА КУРС "СЦЕНАРИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА".
СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!
Ваш
Молчанов