Найти в Дзене
Журнал «Фотон»

Развитие нейросетей без коммунизма — дорога человечества по пути самоуничтожения

Нейросети сегодня объявлены то новыми божествами, то исчадиями апокалипсиса. Эта истерика, захлестнувшая буржуазную прессу и массовое сознание, есть не что иное как симптом глубокого кризиса отчужденного общества, утратившего понимание фундаментальных законов материи и мышления. Сущность заблуждения кроется в приписывании современным нейросетям, в первую очередь большим языковым моделям, свойств сознания. Но что такое эти системы с точки зрения диалектического материализма? Это сложные инструменты обработки информации, выявляющие статистические закономерности в гигантских массивах данных. Их «мышление» — это комбинация усвоенных паттернов, реакция на идею-стимул, порождающая идею-ответ. Даже будучи подключенными к базам фактов, нейросети оперируют символами, лишенными прямой связи с практикой материальной реальности, которую эти символы призваны отражать. Их фундаментальный недостаток — склонность к «галлюцинациям» и смысловым ошибкам — является триумфом материалистической диалектики.

Нейросети сегодня объявлены то новыми божествами, то исчадиями апокалипсиса. Эта истерика, захлестнувшая буржуазную прессу и массовое сознание, есть не что иное как симптом глубокого кризиса отчужденного общества, утратившего понимание фундаментальных законов материи и мышления.

Сущность заблуждения кроется в приписывании современным нейросетям, в первую очередь большим языковым моделям, свойств сознания. Но что такое эти системы с точки зрения диалектического материализма? Это сложные инструменты обработки информации, выявляющие статистические закономерности в гигантских массивах данных. Их «мышление» — это комбинация усвоенных паттернов, реакция на идею-стимул, порождающая идею-ответ. Даже будучи подключенными к базам фактов, нейросети оперируют символами, лишенными прямой связи с практикой материальной реальности, которую эти символы призваны отражать. Их фундаментальный недостаток — склонность к «галлюцинациям» и смысловым ошибкам — является триумфом материалистической диалектики. Он наглядно доказывает, что сознание, оторванное от материи и лишенное практики ее преобразования, ущербно и неадекватно. Нейросеть может безупречно описать яблоко, но не узнает его вкуса и веса; она «знает» всю литературу о термоядерном синтезе, но не может построить реактор. Ее знание есть чистая абстракция, витающая в идеальной тюрьме информации.

Подлинное человеческое сознание, как раскрыл марксизм, принципиально иное. Оно не пассивное зеркало, отражающее мир, но активный орган его преобразования. Сознание формируется и постоянно проверяется материальной практикой. Диалектика этого процесса такова: практика рождает мысль, мысль направляет новую практику, а практика, в свою очередь, проверяет, обогащает и корректирует мысль. Щедровицкий писал, что мы лишь ошибочно отождествляем мышлением с мозгом — мыслим мы, конечно же, руками; в мозге лишь накапливается и обрабатывается результат этого мышления. Этот мост между сознанием и бытием является критерием истины и двигателем познания. Современные нейросети лишены этого моста, что и определяет границы их возможностей. Они блестящи в сферах рутинной манипуляции символами — бюрократии, шаблонных расчетах, генерации образов. Однако двигать науку вперед, ставить и решать принципиально новые задачи — это удел сознания, укорененного в практике материального мира. В этом смысле, конечно, говорить про полную роботизацию всякого труда не приходится. Покуда человечество будет открывать законы и принципы Вселенной всё дальше и дальше, нам придётся осмыслять эти законы самим — и лишь после этого делегировать дальнейшую, уже отработанную человеком практику машине. А так как познание Вселенной бесконечно, то и трудится человеку в деле изучения и изменения реальности придётся также бесконечно. Но это даже хорошо, ведь без труда человечество скатилось бы в человекоподобную массу, сатирически изображённую в старом мультфильме «Валли».

Парадокс и главная угроза заключены в том, что капитализм, породивший нейросети, сам воспроизводит условия для страха перед ними. Неолиберальная система создала огромный слой «информационного пролетариата», как его окрестили малограмотные левые, чей труд сводится к отчужденной манипуляции символами в офисах и цифровых платформах. Сознание этих людей, само редуцированное до функций, которые уже сегодня успешно выполняют алгоритмы, оказывается в уязвимом положении. Капитал, стремясь к оптимизации издержек, видит в нейросетях инструмент для замены такого труда, что грозит массовой безработицей и дальнейшим социальным расслоением. Волна технофобии и нового луддизма — это реакция отчаяния тех, кого система лишила подлинно человеческой, творческой сущности и теперь готовится «оптимизировать». Этот конфликт обнажает коренное противоречие: колоссальный потенциал производительных сил (нейросети) вступает в антагонизм с частнособственническими производственными отношениями, которые не могут использовать этот потенциал на благо всех, а лишь углубляют неравенство и отчуждение.

Однако марксизм учит видеть в противоречии источник развития. Нейросети — это не просто угроза, а мощнейший вызов, требующий качественного преобразования общества. В рамках капитализма они служат усилению эксплуатации, тотальной слежки и манипуляции. Но их объективное предназначение — быть орудием освобождения человечества от рутинного труда и гигантским усилителем коллективного интеллекта для решения глобальных задач: от проектирования сложных систем до прорывных научных открытий. Реализация этого потенциала возможна только в обществе, где техника подчинена не логике прибыли, а логике планомерного развития на благо человека. Социализм, с его общественной собственностью на средства производства и научным планированием, создает условия, чтобы нейросети стали не конкурентом человеку, а его могущественным помощником, взяв на себя огромный пласт административных, расчетных и логистических задач.

Преодоление технологической угрозы требует и революции в самом сознании. Речь идет не о простом ликбезе, а о всеобщем овладении высотами научной культуры, методологией диалектического материализма. Человек, понимающий природу сознания, принципы познания и сущность техники, не будет бояться нейросетей. Он увидит в них инструмент, требующий материального воплощения и этического руководства. Задача коммунистического авангарда — возглавить эту культурную революцию, разбив два фронта реакции: технофобную истерию, призывающую отказаться от прогресса, и мистификацию апологетов «сверхразума», скрывающую классовый характер использования технологий при капитализме. Необходимо бороться за то, чтобы разработка и применение нейросетей были подчинены демократическому контролю трудящихся, а их возможности служили общественному благу, а не частной наживе.

-2

Ключевым условием превращения вызова в точку роста является преодоление отчуждения труда. Социалистическое общество, используя нейросети для автоматизации рутины, должно направить высвобождающуюся человеческую энергию в сферу подлинного творчества, науки, искусства, управления и комплексного развития личности. Труд, освобожденный от принудительного характера, может стать первой жизненной потребностью. В этом процессе стираются грани между умственным и физическим трудом, а каждый человек получает возможность участвовать в управлении обществом, опираясь на данные и аналитику, предоставляемые нейросетями как общедоступным инструментом.

Таким образом, нейросети ставят перед человечеством не технический, а социально-исторический выбор. Либо их мощь будет использована капиталом для дальнейшего порабощения, оптимизации человечества до уровня придатка машин, либо она будет завоевана трудящимися и поставлена на службу построению коммунистического будущего. Третьего не дано. Этот выбор требует не страха, а научного анализа, классовой сознательности и организованной борьбы. Будущее принадлежит не тем, кто боится машин, а тем, кто, вооружившись самой передовой наукой — марксизмом, готов преобразовать мир, сделав технологический прогресс инструментом освобождения, а не угнетения. Вперед, к сознательному овладению стихийными силами прогресса, к новому синтезу человеческого гения и машинной мощи, к обществу, где каждый будет творцом.

Ответы на ключевые вопросы

  1. Чем человеческое сознание принципиально отличается от «сознания» нейросети?
    Человеческое сознание формируется и непрерывно проверяется материальной практикой — трудом, экспериментом, чувственным опытом. Оно активно преобразует мир. Нейросеть же оперирует исключительно символами, лишена практики как критерия истины и источника развития. Поэтому ее «сознание» является неполноценной абстракцией.
  2. Почему капитализм не может использовать потенциал нейросетей на благо всего общества?
    При капитализме нейросети, как и любая технология, являются частной собственностью и применяются для максимизации прибыли. Они используются с целью сокращения затрат на труд (рост безработицы), усиления слежки, манипуляции и создания новых форм неравенства. Антагонизм между общественным характером новых производительных сил и частной формой присвоения результатов их труда делает невозможной реализацию их освободительного потенциала. Погружённые в среду капитализма нейросети в конечном счёте укрепляют капитализм и помогают ему развиваться. Являясь прогрессивными с точки зрения общего движения, они становятся регрессивными здесь и сейчас.
  3. Как социалистическое общество должно относиться к развитию нейросетей?
    Социализм, основанный на общественной собственности и плановом хозяйстве, должен активно развивать и внедрять нейросети как мощный инструмент управления экономикой, автоматизации рутинного труда и решения сложных общественных задач. Ключевая задача — поставить технологию под демократический контроль, направить ее возможности на всеобщее благо и высвободить время людей для творческого и интеллектуального развития.
  4. В чем заключается «революция в сознании», необходимая для ответа на технологический вызов?
    Речь идет о всеобщем овладении диалектико-материалистическим методом. Только понимая природу техники, общества и познания, человек перестает быть пассивной жертвой прогресса или его мистификатором. Он становится сознательным субъектом, способным ставить цели для технологий, контролировать их и использовать как орудие для достижения человеческих, а не капиталистических целей.
  5. Могут ли нейросети когда-либо обрести настоящее сознание?
    Возможность не исключена, но для этого система должна быть не просто алгоритмом, а субъектом, наделенным способностью целенаправленно воздействовать на материальный мир, получать обратную связь через практику и самостоятельно корректировать свои модели реальности. Такой синтез «интеллекта» и материального агента был бы качественным скачком. Однако и в этом случае его развитие и цели должны быть подчинены человеческому обществу, основанному на разуме и коллективизме, а не слепой рыночной конкуренции.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429