Комедия — жанр коварный. Казалось бы, рассмешить человека — пустяк: шутка, пантомима, смешной поворот. На деле же — точёная работа режиссёра, актёров и сценаристой. В нашей подборке — десять фильмов, которые умеют это делать по-разному: от абсурда до чёрного юмора, от свадебного хаоса до вампирских бытовых ссор.
«Особенности национальной охоты» (1995)
Это фильм про то, как чужое представление о «русской охоте» сталкивается с реальностью. Молодой финн Райво, серьёзный исследователь, приезжает изучать «древние русские охотничьи традиции» и предлагает своему другу Жене взять его на настоящую охоту.
Вместо благородных трофеев — застолья, споры, вода… точнее — водка, и странный егерь Кузьмич с фразами о жизни и японской культуре. Райво почти не понимает язык — и путаница только усиливает комичность.
Режиссёр Александр Рогожкин показал загадочную русскую душу и при этом высмеял клише о водке и медведях — получилась абсурдная комедия с социальным подтекстом и самоиронией.
«Мама, не горюй» (1997)
Если вы помните дух 90-х — здесь он на экране: свадьба в приморском городке, тамада, конкурсы, море и водка. Но веселье обрывается: криминальный авторитет Турист начинает приставать к невесте, жених — моряк торгового флота — вмешивается, в результате попадает в тюрьму и сбегает.
Теперь за ним охотятся и милиция, и киллеры. Режиссёр Максим Пежемский вдохновлялся Тарантино — это видно в диалогах и нелинейном сюжете, и фильм можно смотреть и как бандитскую историю, и как ироничную заметку о нравах лихих 90-х.
«Жмурки» (2005)
Чёрная, криминальная комедия Алексея Балабанова. Два мелких бандита — Серёга и Саймон — работают «на авторитета» в роскошном малиновом пиджаке. Их задача — доставить «груз», но герои путают чемоданы, сталкиваются с конкурентами и, что характерно для этого сюжета, «попутно убивают всех, кто попадается под руку».
Смотреть «Жмурки» по описанию — смешно и жутко одновременно: Балабанов показывает циничную, абсурдную сторону преступного мира, где юмор балансирует на грани иронии и откровенной жестокости.
«О чем говорят мужчины» (2010)
Если в предыдущих картинах герой вынужден бороться с внешними обстоятельствами, здесь — разговоры становятся главным действием. Четверо мужчин среднего возраста отправляются в поездку на машине, и весь фильм — их диалоги: о женщинах, работе, деньгах, искусстве. По пути — бытовые кризисы: проблемы с домом, с работой, но герои решают их под шутливые беседы.
Режиссёр Дмитрий Дьяченко снял фильм по мотивам спектакля театра «Квартет И», и критики приняли картину тепло — отчасти из-за простого юмора и харизмы актёров.
«Горько!» (2013)
Свадебная комедия, где «глинтвейн и караоке» превращаются в почти-хоррор — если под словом «хоррор» подразумевать нескончаемый праздник с нелепыми родственниками, тамадой и конфликтом поколений.
Молодожёны Рома и Наташа мечтают о тихой церемонии у моря; отчим Наташи (Ян Цапник) хочет «в лучших традициях семейных застолий». Пара решает устроить две свадьбы — и оба праздника идут под откос.
Режиссёр Жора Крыжовников ввёл в сценарий и драматические ноты: противоречия поколений, желания молодых и их родных. Итог впечатляет: при бюджете примерно $1,5 млн фильм собрал более $27 млн в прокате.
«Пули над Бродвеем» (1994)
Вуди Аллен отправляет нас в Нью-Йорк 1920-х: молодой драматург Дэвид хочет поставить пьесу, но денег нет. В дело вмешивается гангстер, готовый профинансировать спектакль, при одном условии: на главную роль — его возлюбленная, актриса страшно неблагонадёжная. Дилемма проста и комична: либо ставить пьесу с ужасной актрисой, либо не ставить вовсе. Телохранитель мафиози, неожиданно влюблённый в драматургию, начинает вмешиваться в творческий процесс. Фильм — саркастический, театральный, про неожиданные пути вдохновения.
«Такси» (1998)
Французский боевик-комедия, в котором таксист Даниэль водит машину «как в Формуле-1»: его «Пежо» превращается в гоночный болид. Появление полицейского Эмильена, не умеющего водить, но полного энтузиазма, даёт старт дуэту «неуклюжий коп + лихой водитель».
Их задача — поймать банду грабителей на чёрных «Мерседесах», и это оборачивается серией погонь и недоразумений. Фильм «Такси 1» стал хитом и запустил франшизу — он подарил зрителям один из самых харизматичных экранных дуэтов 90-х.
«Мистер Бин на отдыхе» (2007)
Когда у Мистера Бина отпуск — это не отпуск. Выиграв путёвку в Канны и крошечную видеокамеру, Бин тут же теряет билеты, деньги и документы — но камера остаётся, и зритель смотрит на мини-фильмы внутри фильма.
По дороге он находит русского мальчика Степана и актрису Сабин — и их приключения сталкиваются с блеском Каннского фестиваля. Характерная инфантильность и невезение Бина превращают мелкие катастрофы в комедийные мизансцены.
«Типа крутые легавые» (2007)
Эдгар Райт умеет смешивать боевик, британскую чёрную комедию и историю о дружбе. Лондонского супер-копа Николаса Эйнджела отправляют в ссылку в Сэндфорд; город кажется сонным, но по мере развития сюжета «мирная» жизнь рушится: происходят странные смертельные инциденты, а напарник Дэнни получает шанс воплотить любимые сцены из фильмов в реальности. Саймон Пегг и Ник Фрост — тот самый дуэт, который одновременно пародирует криминальные триллеры и становится главным источником юмора.
«Реальные упыри» (2014)
Минимальный бюджет, максимальный эффект: Тайка Вайтити и Джемейн Клемент играют вампиров, которые живут в обычном доме, ссорятся из-за немытой посуды и пытаются приспособиться к XXI веку. Появление нового парня Ника и друга Стюи приносит Wi-Fi, социальные сети и проблемы с охотниками на нечисть.
Фильм предлагает «новый взгляд на кровопийц» — далёкий и от «Носферату», и «Сумерек», и построен он на неловких, смешных моментах.
Какой из этих фильмов, по-вашему, самый веселый? И какой вы готовы пересматривать постоянно? Обсудим в комментариях!