Найти в Дзене
Провинциальные хроники

Признания учителя на пенсии: что осталось за закрытой дверью класса

Почти сорок лет провела у школьной доски, уча детей английскому языку. Все эти годы приходилось быть не просто педагогом, а актрисой, психологом и следователем в одном лице. Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, что у любого учителя (не обязательно пенсионера) есть какие-то темы, о которых не всегда бывает настроение распространяться. Вчера в поиске темы для очередной статьи я решила приоткрыть свою личную "учительскую шкатулку". Не для осуждения, разумеется, а для понимания. Это наши профессиональные секреты и маленькие, так сказать, "грехи", которые остаются с нами. У учителя, как у любого человека, бывают личные проблемы, плохое самочувствие или просто усталость. Но в класс почти всегда старалась входить энергичной походкой и с улыбкой. Это не была ложь — это была моя защита и моя, если хотите, методика. Дети не должны были догадываться о моих личных проблемах или плохом самочувствии. Иногда приходилось играть роль строгого прокурора, иногда — адвоката, иногда — нейтрального наб
Оглавление

Почти сорок лет провела у школьной доски, уча детей английскому языку. Все эти годы приходилось быть не просто педагогом, а актрисой, психологом и следователем в одном лице.

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, что у любого учителя (не обязательно пенсионера) есть какие-то темы, о которых не всегда бывает настроение распространяться.

Вчера в поиске темы для очередной статьи я решила приоткрыть свою личную "учительскую шкатулку". Не для осуждения, разумеется, а для понимания. Это наши профессиональные секреты и маленькие, так сказать, "грехи", которые остаются с нами.

Секрет первый: почему приходилось играть роль

У учителя, как у любого человека, бывают личные проблемы, плохое самочувствие или просто усталость. Но в класс почти всегда старалась входить энергичной походкой и с улыбкой. Это не была ложь — это была моя защита и моя, если хотите, методика. Дети не должны были догадываться о моих личных проблемах или плохом самочувствии.

Иногда приходилось играть роль строгого прокурора, иногда — адвоката, иногда — нейтрального наблюдателя.

Но при этом приходилось признавать, что каждый класс — это абсолютно разная "публика". То, что сработало с одним, проваливалось с треском в другом классе. Зачастую приходилось импровизировать по ходу действия. Думаю, что эта "актерская" составляющая уж точно — не про лицемерие и не про обман.

Бывали дни, когда "на душе кошки скребли", а в класс нужно было войти с улыбкой — как будто у тебя, учителя, всё в порядке. Дети пришли ведь учиться, а не "разгребать" твои проблемы.

Секрет второй: "уроки-пустышки" и дни, когда терпение лопнуло.

Бывали дни, когда ты безумно устала, голова болит, а внутри бушуют какие-то нерешённые личные или школьные вопросы. Тебе просто невозможно настроиться на урок. И ты даёшь "пустышку": решить тест, перевести текст или выполнить самостоятельную работу. Не потому что ленилась, а потому что не было сил.

Настоящий учительский подвиг — просто войти в класс, улыбнуться и провести 45 минут на одном дыхании, не сорвавшись. Но приходилось порой при всех резко "строить" нарушителя дисциплины, выплёскивая гнев. А потом корить себя за слабость, при этом понимая, что по-другому и нельзя было.

Секрет третий: пропустить мимо ушей ошибку

Не на экзамене или зачёте, конечно. А на обычном устном ответе у доски, когда глядя в глаза дрожащему от страха троечнику, искренне старающемуся что-то вспомнить, но через слово забывающему заданную наизусть тему, я делала вид, что "не замечаю" огрехи в его речи и "позволяла" ему получить желанный "трояк".

Это было милосердие. Я знала разницу между лентяем и тем, кого накрыла паника, или английский просто давался с большим трудом.

Грех радости

Мы тихо радовались, когда отменяли занятия из-за морозов. Целый учебный день мы проводили без уроков. В школе, но без учеников. С планами, отчётами, но без лишнего напряжения.

Мы и каникулы любили, наверное, больше детей. Уставшие и измотанные проверяли в школе тетради, убирали кабинет, писали планы и сидели на совещаниях — отдыхали!

Секрет взаимовыручки

Я узнала, что так можно делать сразу же, когда пришла работать в школу после института. Класс делился на две подгруппы: немецкий язык и английский. И опытная учительница немецкого языка (которая ещё меня в своё время учила) однажды попросила взять на свой урок две группы. Она дала им задание, а мне нужно было лишь присмотреть за ними. Она пообещала, что в следующий раз может выручить меня — взять мою группу.
Мы с коллегами-иностранцами в дальнейшем пользовались этой "хитростью", не злоупотребляя, конечно.

Эти "грехи" и "секреты" моего учительства сейчас на пенсии кажутся вполне себе обычным проявлением школьной жизни. Учителя — не безгрешные идолы, а те же люди.

Возможно, именно в этих маленьких секретах и состоит наша настоящая, не из учебника, педагогика.

Закат. Фото автора.
Закат. Фото автора.

Всем читателям большое спасибо за внимание! Отдельная благодарность за присланный донат. Приятно и так вовремя!!!

Подпишитесь, пожалуйста, на мой канал английского в Телеграм:

Час английского

Остаюсь искренно и душевно преданная вам,

Валентина