Найти в Дзене
«ФениксНistory»

23 года Ада: Зверство Запада, которому нет прощения и через 100 лет

Эпоха власти бельгийского монарха Леопольда II оставила мрачный след в летописи Свободного государства Конго, охватывая 23 ужасающих года. За этот отрезок времени он не просто захватил африканские земли, превратив их в личную колонию, но и стал виновником гибели более половины коренных жителей, совершив зверства немыслимых масштабов. С восшествием на бельгийский трон короля Леопольда II в 1865 году Бельгия устремилась к реализации колониальных амбиций. Правильнее будет сказать, что именно Леопольд II, не имея фактической политической силы, но страстно к ней стремясь, начал проводить экспансионистскую политику. В итоге усилий, предпринятых Бельгией, под ее контроль перешла единственная, но весьма обширная территория в районе современного Конго. На момент установления европейского господства в состав новообретенных владений входили также земли, ныне занимаемые Бурунди и Руандой. Чтобы легитимизировать притязания на африканские земли, в 1876 году в Брюсселе состоялась Международная конфер
Оглавление

Эпоха власти бельгийского монарха Леопольда II оставила мрачный след в летописи Свободного государства Конго, охватывая 23 ужасающих года. За этот отрезок времени он не просто захватил африканские земли, превратив их в личную колонию, но и стал виновником гибели более половины коренных жителей, совершив зверства немыслимых масштабов.

Негритянка из Конго
Негритянка из Конго

Обстановка в Конго в XIX веке

С восшествием на бельгийский трон короля Леопольда II в 1865 году Бельгия устремилась к реализации колониальных амбиций. Правильнее будет сказать, что именно Леопольд II, не имея фактической политической силы, но страстно к ней стремясь, начал проводить экспансионистскую политику.

В итоге усилий, предпринятых Бельгией, под ее контроль перешла единственная, но весьма обширная территория в районе современного Конго. На момент установления европейского господства в состав новообретенных владений входили также земли, ныне занимаемые Бурунди и Руандой.

Чтобы легитимизировать притязания на африканские земли, в 1876 году в Брюсселе состоялась Международная конференция географов. Вскоре после этого, Леопольд II, используя средства Комитета по исследованию Верхнего Конго, лично спонсировал экспедицию Генри Мортона Стэнли в Африку.

К июню 1884 года все формальности были улажены и необходимые соглашения подписаны. Затем Генри Мортон Стэнли возвратился в Европу и передал Леопольду II документы, подтверждающие его права на обширную территорию, площадью два миллиона квадратных километров. Земли, ранее находившиеся под управлением местных вождей, были оперативно объединены в новое образование, получившее название «Свободное государство Конго».

В 1884 году была организована Берлинская конференция, на которой Леопольд II был признан владельцем новых конголезских территорий. На первых порах эти земли находились не в собственности государства, а были личным владением короля.

Истязания местных жителей

Подобно любому колониальному деспоту, Леопольд II был одержим исключительно прибылью, извлекаемой из оккупированных земель. История полна примеров жестокого обращения с коренным населением со стороны "новых хозяев", но зверства, творимые Бельгией в Конго, выделяются даже на этом фоне.

Вместо личного присутствия он отправил в Свободное государство Конго легионы своих ставленников, чьей задачей было поддержание "порядка" и беспощадное наказание за любые отклонения от установленных правил.

Главным богатством, извлекаемым из конголезской земли, стал натуральный каучук. Для эксплуатации этих ресурсов была создана англо-бельгийская компания ABIR Congo. В конце XIX века фирма процветала, продавая каучук в Европе по 10 франков за килограмм при себестоимости в 1,35 франка. Огромные объемы дешевого сырья добывались ценой бесправия и всевозможных унижений местного населения.

Бельгийские власти принудительно отправляли большую часть конголезцев на плантации гевеи. За неуплату налогов работников подвергали порке или тюремному заключению. За невыполнение плана по сбору каучука полагалась смертная казнь.

Инструментом насилия была специально созданная военная структура Force Publique. Бельгийское правительство проявляло циничную "заботу" о патронах, предписывая солдатам FP предоставлять отрубленные руки убитых в качестве доказательства того, что ни одна пуля не была потрачена впустую.

За каждую отрубленную конечность карателям полагалось вознаграждение, превратившее конечности в своего рода валюту. Местные жители "оплачивали" несобранный каучук отрубленными руками. Непомерные нормы каучука порождали междоусобицы между деревнями, не способными расплатиться с колонизаторами.

Солдаты начали обманывать, отрезая руки еще живым людям. Многие, притворившись мертвыми, ждали ухода палачей, чтобы избежать добивания. За увеличение "урожая" отрубленных рук солдатам FP обещали сокращение срока службы. В безумной погоне за возвращением домой военные массово калечили местное население.

Завершение геноцида

После кончины в 1908 году бельгийский монарх Леопольд II передал африканские территории под контроль Бельгии. С этого момента условия жизни коренных жителей Конго начали постепенно улучшаться.

Тем не менее, период правления Леопольда II ознаменовался сокращением численности населения современного Конго примерно в два раза. В связи с повсеместной практикой отрубания конечностей, бельгийской администрации, получившей власть над колонией, пришлось столкнуться с серьезным дефицитом рабочих рук. Это обстоятельство подталкивало к активной миграции для обеспечения рабочей силой развивающихся предприятий.

Несмотря на то, что при жизни короля бельгийцы не высказывали протеста против его политики в Конго, во время похорон толпы людей выразили свое негодование действиями покойного монарха, освистав его.

Однако впоследствии зверства короля были преданы забвению. В 1930-х годах в Бельгии был воздвигнут монумент в честь Леопольда II, а правительство страны начало акцентировать внимание на его позитивном влиянии на бельгийскую политику. Лишь в 2005 году впервые был поднят вопрос об извинениях. В Палате общин Великобритании Эндрю Дисмор предложил признать действия бельгийских властей в Конго «колониальным геноцидом» и официально принести извинения за этот трагический эпизод истории.

-2