Идеалом стоиков была не философия или наука, а достижение состояния мудреца. Поэтому вся внутренняя работа Стои идет именно как выращивание внутреннего человека, в чем они являются наследниками Сократа и Платона. Но любопытно то, как стоики видят мудреца. По свидетельству Цицерона: «Мудрец, по мнению Аркесилая (который согласен с Зеноном), обладает наибольшей способностью уберечь себя от неприятностей и заблуждений» (Фрагменты ранних стоиков. – М.: Греко-латинский кабинет Шичалина, 1998, I – 52). Иными словами, обретение мудрости – это развитие вполне определенной способности. И получается, что вся стоическая философия – это раскрытие содержания этой способности. Происходит это примерно так, как у Стобея: «54. Стобей. Эклоги I I 7, 11 р. 112,1. Мудрец ничто не принимает нетвердо, но лишь прочно и устойчиво, вследствие чего и неподвластен мнениям... Стоики считают, что мудрец не раскаивается, ни при каких условиях не меняет своего суждения и не ошибается». Мудрец не меняет своего сужд