Не сплитуйте наш язык! Не сплитуйте!
Смотрю программу по ТВ. Идёт передача о борьбе за чистоту русского языка. На экране ведущий, молодой и красивый, и его соведущая, такая же молодая и красивая.
– Наконец-то в Думе хотят апрувить кейс о русском языке, – заявил ведущий.
– Вау! – воскликнула соведущая. – Наконец начинается клининг русского языка!
– Да! – подхватил ведущий. – А то, что ни нарратив, то хорромейкинг. Кругом сплошной спам и скам! Поставим наконец бан этому флуду!
Сейчас мы прервемся на рекламный контент, а потом продолжим… И понеслась реклама.
«Сплитуем цены! Сплитуем цены на маркетплейсах! Делайте разницу! Сплитуйте цены и будет вам кэшбэк! А сейчас фэшн ньюс. Идислиз снова в топе и тренде! Индислиз — это микс гранжа, винтажа и панка! Делайте разницу! Ваш лук будет крашовым с индислиз. И лук у вас будет, и краш, и, самое главное, кэшбэк!»
Возвращаемся к клинингу русского языка. Хватит скамить русский язык через фейки и флуды. Нужно апдейтить, апрувить и имплементировать закон о клининге русского языка! Хватит прокрастинировать! Такой наш мессидж!
А теперь смотрите передачу профессора Блюмкина для молодых тинейджеров под названием «Новый релакс – бердвотчинг. Как стать бердвотчером?»
Становитесь бердвотчером, это изи и хайпово! И не сплитуйте наш язык, не сплитуйте!
* * *
Прочитал недавно о том, что среди самых часто употребляемых слов в нашей речи сейчас лидируют кешбэк и подкаст. И не поверил глазам своим!
А почему бы и нет, когда эти «кышбэки» окружают нас со всех сторон. Иду недавно по улице, читаю вывески. Вот магазин под названием «Ковры мол». Я сначала не понял, что это? Магазин, под названием «дескать ковры» или «типа ковры»? Нет, не то — это, оказывается, молл, то бишь mall. Понятно?
А вот привлекательные названия кафе: Дарк кофе, One price coffee… А вот ещё лучше Кафе дринкит. Почти по-русски. И все это на одной улице. А как вам дом отдыха для сениор груп? И таких примеров хоть пруд пруди! О Великий и могучий, прости!
– Слышали, наконец-то у нас приняли закон!
– Какой закон?
– О русском языке закон. Чтобы избавить его от всякой нечисти. От кешбэков всяких. Чтобы не сплитовали его!
– Нет уж, кешбэки пусть останутся. Как же мы жить будем без кешбэков! А вот от фейков, спама и скама — это можно. Иначе в языке криповый хоррор наступит.
– Закон уже апрувлен и акцептирован. Осталось его имплементировать. Так что пока не скажешь, что джобиздан. Пока еще джоб неиздан.
– Хорошо бы провести баттлы между лузерами и юзерами, между подкастами и блогерами, между фрилансерами и абюзерами на знание русского языка. И забанить спам на билбордах, пилларах, брандмауэрах, призматронах и воблерах. Особенно на воблерах!
– Но для этого нужны инфлюенсеры, фактчекеры и верификаторы. Только так мы достигнем коллаборации.
Как вам такой диалог на русском языке?
Ну что за времена настали? Подростки, то есть тинейджеры, а может быть даже тоддлеры, изъясняются преимущественно матом, а молодёжь перешла вот на такой воляпюк.
Доказывают, правда, что ничего страшного. Дескать, русский язык такой сильный, что все переварит и ничего ему не будет. Да, русский язык никогда не боялся заимствований. И молодёжный жаргон всегда был, есть и будет. Но такого нашествия иноземной словесной шелухи он не ожидал. Закон, конечно, нужен, но он будет бессилен, если мы сами не начнём беспокоиться о языковой культуре.
Вспомнил, как когда-то в Австралии провели интересную кампанию по борьбе с курением. По телевизору и радио в популярных передачах доказывали, что курящие — это малокультурный, малообразованный слой населения, чуть ли не отбросы общества, к которым надо относится соответственно. И подействовало! Может стоит такой способ перенести и на язык?
Язык, как известно, это история и душа нации. Наша душа. Её надо беречь!
И ещё узнал я, что недавно в русский орфографический словарь включили кешбэк, подкаст, краудфандинг и, конечно же, геокешер, дизлайк, каршеринг и много чего ещё очень русского. И адвокаты уже появились, но не для защиты русского языка, а, напротив, для защиты новояза, заявляя, что будут защищать рекламу селлеров на маркетплейсах. Так и пишут: «будем защищать селлеров». Ну а если будут защищать селлеров, то уж и байеров не обидят.
Что делать будем?
Человек, который загрязняет и унижает родную речь, используя ненужный иностранный словесный хлам, деградирует сам и теряет себя как личность. Не пора ли объявить войну коверканью русского языка? Это не я сказал. Это ещё В.И. Ленин сказал в своей статье «Об очистке русского языка».
До чего же живучая эта зараза!
Александр ГАВРИЛОВЕЦ Источник: газета Слово № 11, 2025 Подписывайтесь на газету «Слово»! Подписной индекс: П4244 (индекс каталога Почты России) Подписаться на Почте России через интернет можно здесь Подписку также можно оформить через следующие агентства: ГК «Урал-Пресс» — (подписка в России и за рубежом) ООО «Деловая Пресса» — (цена указана с учётом доставки заказной бандеролью) Подписку на электронную версию газеты «Слово» в России и за рубежом осуществляет компания «Академические ресурсы и интеллектуальные системы» («АРИС»), обращайтесь по телефону: (495) 777-65-57, доб. 122 или по электронной почте: sales@ar-is.online