В нашей необъятной стране существует особая каста автомобилей, о которых принято говорить либо с благоговейным придыханием, либо молчать, дабы не прослыть еретиком в кругу настоящих мужиков. На вершине этой пищевой цепочки десятилетиями, словно монумент незыблемости, восседал Toyota Land Cruiser. Это был не просто автомобиль, это была валюта, инвестиция, символ власти и того, что жизнь удалась окончательно и бесповоротно. Я сам долгое время жил в этой уютной парадигме, искренне полагая, что лучше старого «Крузака» может быть только новый «Крузак», а все остальное - это лишь жалкие попытки приблизиться к идеалу.
Но мир изменился до неузнаваемости, и пока мы молились на японских богов императорского качества, китайские инженеры совершили настоящий квантовый скачок. Последний месяц я часто ездил на Tank 500, который купил мой товарищ и который народе уже окрестили «китайским Прадо» или даже «убийцей трехсотки», и считал его просто добротным автомобилем за свои деньги. Но на днях мне довелось провести полноценный, вдумчивый тест-драйв новенького, еще в пленках, привезенного по параллельному импорту Land Cruiser 300 2024 года выпуска, который мне дал один из дилеров Toyota.
Я садился в него с трепетом, ожидая почувствовать ту самую магию легенды, а вышел с одним единственным вопросом, который сверлил мозг - за что люди сегодня отдают такие безумные деньги?
Арифметика безумия: квартира в Москве против шильдика
Давайте сразу о самом больном - о деньгах, потому что именно финансовая составляющая делает это сравнение не просто интересным, а шокирующим. Мой Tank 500 в максимальной комплектации Premium с трехлитровым битурбомотором V6 сегодня стоит у официального дилера в районе 7 миллионов рублей. Это дорого, никто не спорит, еще пару лет назад за эти деньги можно было купить половину автосалона, но таковы наши реалии.
Но когда я узнал актуальный ценник на Land Cruiser 300, у меня, честно говоря, перехватило дыхание и задергался глаз. За новый автомобиль 2024 года в хорошей комплектации, привезенный какими-то окольными путями через пески Эмиратов или степи Казахстана, перекупы и серые дилеры просят от 16 до 20 миллионов рублей. Двадцать миллионов рублей! Разница между этими машинами составляет колоссальные 13 миллионов.
Вы только вдумайтесь в эту цифру. На эту сдачу можно купить еще два «Танка» для жены и тещи, или отличную квартиру в Москве, или открыть небольшой, но гордый бизнес. И я, как человек, умеющий считать деньги и не привыкший разбрасываться ими ради понтов, искренне пытался найти в этой Тойоте то, что оправдывает эту трехкратную переплату. И знаете что? Я не нашел ровным счетом ничего, кроме раздутого эго владельца.
Салон из прошлого: привет из нулевых за цену премиума
Садясь в машину стоимостью под 20 миллионов, ты подсознательно ожидаешь увидеть там роскошь, от которой рябит в глазах, натуральную кожу нежнейшей выделки, технологии завтрашнего дня и комфорт уровня бизнес-джета. В Tank 500 все это есть: массаж всех четырех сидений с разными режимами, выдвижные электрические подножки, огромный панорамный экран с отличной графикой, материалы, к которым приятно прикасаться, и даже аналоговые часы, добавляющие шарм.
А что я вижу в «Крузаке»? Я открываю тяжелую дверь, сажусь в кресло и меня накрывает волна ностальгии по временам Nokia 3310. Передо мной все те же дубовые пластиковые кнопки серебристого цвета, которые Тойота, кажется, закупает на складах радиорынка оптом еще с девяностых годов. Мультимедиа с графикой, которая уже устарела на момент выхода машины в 2021 году, выглядит просто смешно и архаично на фоне современных китайских планшетов.
Но самое большое разочарование - это функционал, точнее его отсутствие. В машине за цену элитной недвижимости нет массажа для задних пассажиров, а в некоторых «арабских» комплектациях его нет и спереди, как нет и подогрева лобового стекла или зеркал. Кожа сидений грубая, кирзовая, рассчитанная на то, чтобы пережить ядерную войну или перевозку мешков с картошкой, но никак не на то, чтобы дарить тактильное удовольствие водителю в дорогом костюме. Пластик местами гулкий и жесткий, особенно в нижней части салона.
Ты сидишь в этом монументальном «уазике» и понимаешь, что тебя где-то жестоко обманули. В «Танке» я чувствую себя человеком, о котором позаботились инженеры и дизайнеры, а в Тойоте я чувствую себя водителем экспедиционного корпуса ООН, которому выдали казенный надежный инвентарь. Да, он не сломается посреди пустыни, но он абсолютно утилитарен и лишен лоска, который обязан быть за такие деньги.
Ездовые повадки: морская болезнь и отсутствие тормозов
Многие адепты секты «Тойоты» сейчас скажут - плевать на кнопки и экраны, главное как она едет, это же танк! И тут тоже все далеко не так однозначно, как хотелось бы верить. Под капотом у тестового «Крузака» стоял бензиновый битурбо V6 на 415 сил. Мотор шикарный, спору нет, тяга паровозная, разгон для такой трехтонной туши впечатляет и вдавливает в кресло. Но как только начинается что-то сложнее прямой взлетной полосы, магия исчезает. Машина валкая, она кренится в поворотах так, что пассажиров начинает укачивать уже через десять минут активной езды.
Она клюет носом при каждом торможении, словно катер на волнах. Кстати, о тормозах. Это родовая травма всех поколений «Крузаков», и в трехсотке она никуда не делась. Тормоза ватные, абсолютно неинформативные, и остановить эту разогнанную махину с высокой скорости - задача не для слабонервных, требующая крепкой правой ноги и стальных нервов.
Tank 500 на ходу воспринимается совершенно иначе, более цивилизованно. Да, у него «всего» 299 сил, он не такой резкий на старте, но в гражданских режимах его девятиступенчатая коробка работает мягче и логичнее тойотовского десятиступенчатого автомата, который иногда мечется между передачами.
Подвеска «Танка», хоть и тоже рамная с мостом сзади, кажется более собранной и комфортной для города, она глотает ямы, но не раскачивает кузов, как желе. И вот тут возникает главный вопрос - зачем мне эта избыточная мощность Тойоты в московских пробках, если я не могу получить удовольствие от комфорта и управляемости? Зачем мне 415 сил, если я боюсь лишний раз нажать на газ, зная, что тормозить придется долго и мучительно?
Плата за страх и отсутствие гарантии
Есть еще два аспекта владения, о которых владельцы «серой» Тойоты стараются не думать, чтобы не портить себе настроение. Первый - это угоняемость. Купив LC300 за 20 миллионов, вы не сможете просто оставить его у подъезда или возле торгового центра. Вам придется ставить дорогую спутниковую сигнализацию, механические блокираторы на руль и коробку, прятать метки в носках и платить за КАСКО какие-то безумные полмиллиона-миллион рублей в год. Вы покупаете не свободу передвижения, а постоянный невроз с мыслью «угнали или нет?». Tank 500 в этом плане дарит настоящее спокойствие и дзен. Он нафиг не нужен угонщикам, его можно бросить в любом темном дворе, и страховка на него стоит абсолютно вменяемых денег.
Второй момент - это отсутствие официальной гарантии. Покупая Тойоту за 20 миллионов, вы фактически берете кота в мешке. Если завтра у вас стуканет мотор (а такое бывает и у Тойот) или умрет коробка, вы останетесь один на один со своей бедой и дилером, который продал вам машину «как есть». Никакого представительства, никаких судов, только ваши деньги и ваши проблемы. С «Танком» все прозрачно: официальная гарантия 5 лет или 150 тысяч километров, склады запчастей забиты, дилеры на каждом углу. Ты просто ездишь и не думаешь о том, где искать форсунку или блок управления, если что-то пойдет не так.
Король голый, но признать это страшно
Выходя из-за руля Land Cruiser 300 и пересаживаясь обратно в свой Tank 500, я поймал себя на мысли, что японская машина - это памятник прошлому, который мы по инерции продолжаем полировать. Люди покупают ее потому, что «пацаны уважают», потому что «это же Тойота», потому что привыкли жить стереотипами двадцатилетней давности. Но если отбросить магический шильдик и посмотреть правде в глаза, то перед нами безумно переоцененный продукт, который технически, морально и эргономически уже проигрывает современным китайским флагманам.
Tank 500 дает 95 процентов ощущений «Крузака» (а в плане салона и опций - все 150 процентов) за 30 процентов его текущей рыночной цены. Разница в 13 миллионов - это плата за воздух, за легенду, которая с каждым годом становится все более призрачной и дорогой в обслуживании. Я свой выбор сделал и за полгода ни разу не пожалел. Лучше я буду ездить на «китайце» с массажем, гарантией и свободными деньгами на счете, чем на «японце» с серыми документами, страхом угона и чувством, что меня развели на деньги.
А вы готовы переплатить 13 миллионов рублей только за значок Toyota на решетке радиатора, или считаете, что время «Крузаков» ушло безвозвратно и пора смотреть правде в глаза? Напишите честно в комментариях, что бы вы выбрали за свои кровные, если отбросить понты.