Найти в Дзене
Первый Автомобильный

«А вы не заметили?»: глава АвтоВАЗа заявил, что цены на Лады упали в 2025 году. Правда, никто кроме Соколова об этом не в курсе

Иногда мне кажется, что руководство нашего уважаемого автогиганта и обычные российские автомобилисты живут не просто в разных городах, а в параллельных вселенных, которые пересекаются только в момент подписания кредитного договора в автосалоне. Пока мы с вами с ужасом наблюдаем, как ценники на привычные модели переписываются с завидной регулярностью, а стоимость бюджетной машины уверенно штурмует отметку в два миллиона рублей, из высоких кабинетов доносятся новости, от которых хочется то ли смеяться, то ли плакать. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов в своем недавнем интервью телеканалу «Россия 24» сделал заявление, которое можно смело номинировать на премию «Удивление года». По его словам, цены на автомобили Lada в 2025 году не просто стабилизировались, а даже снизились в среднем на пять процентов, и это несмотря на разгул инфляции и ключевую ставку, улетевшую в стратосферу. Давайте попробуем разобраться в этой занимательной математике, потому что мой калькулятор и глаза в автосалонах гово
Оглавление

Иногда мне кажется, что руководство нашего уважаемого автогиганта и обычные российские автомобилисты живут не просто в разных городах, а в параллельных вселенных, которые пересекаются только в момент подписания кредитного договора в автосалоне. Пока мы с вами с ужасом наблюдаем, как ценники на привычные модели переписываются с завидной регулярностью, а стоимость бюджетной машины уверенно штурмует отметку в два миллиона рублей, из высоких кабинетов доносятся новости, от которых хочется то ли смеяться, то ли плакать.

Глава АвтоВАЗа Максим Соколов в своем недавнем интервью телеканалу «Россия 24» сделал заявление, которое можно смело номинировать на премию «Удивление года». По его словам, цены на автомобили Lada в 2025 году не просто стабилизировались, а даже снизились в среднем на пять процентов, и это несмотря на разгул инфляции и ключевую ставку, улетевшую в стратосферу.

Статистика против кошелька: где искать скидки

Давайте попробуем разобраться в этой занимательной математике, потому что мой калькулятор и глаза в автосалонах говорят об обратном. Максим Соколов утверждает, что причиной такого аттракциона невиданной щедрости стал агрессивный демпинг со стороны китайских брендов. Якобы наши восточные партнеры так сильно хотели избавиться от стоков 2023 года, что давали скидки до миллиона рублей, и АвтоВАЗу пришлось, скрепя сердце, корректировать свою ценовую политику, чтобы не потерять покупателя.

-2

Звучит логично и даже благородно, но давайте спустимся с небес на землю и посмотрим на реальные цифры в прайс-листах. Если открыть официальный сайт или зайти к дилеру, то мы увидим, что Lada Vesta в нормальной комплектации Techno с вариатором стоит около двух миллионов рублей, а «народная» Granta в кузове лифтбек перешагнула психологический барьер в миллион.

Где именно произошло снижение на пять процентов - загадка, достойная лучших сыщиков. Возможно, речь идет о каких-то мифических средневзвешенных ценах, когда завод начал выпускать больше «пустых» комплектаций без подушек и магнитол, тем самым снизив средний чек по больнице.

-3

Или же в расчет берутся максимальные скидки по государственным программам, которые доступны далеко не всем, и маркетинговые уловки с кредитами, где выгода на бумаге моментально съедается стоимостью страховки жизни и КАСКО. Обычный человек, приходящий в салон с наличными, никакого снижения не видит - он видит только наценки за коврики, сетки в бампер и помощь на дорогах, которые дилеры продолжают навязывать с упорством, достойным лучшего применения.

Китайский фактор: враг или оправдание

Интересно наблюдать, как меняется риторика руководства завода в зависимости от ситуации. Весь прошлый год мы слышали жалобы на «китайскую экспансию» и призывы повысить утилизационный сбор, чтобы защитить отечественного производителя от нечестной конкуренции. Нам говорили, что китайцы душат наш автопром, и нужно срочно принимать заградительные меры.

-4

Меры приняли, утильсбор повысили, но теперь выясняется, что именно китайские скидки заставили АвтоВАЗ снизить цены. Получается какой-то когнитивный диссонанс: с одной стороны мы просим государство закрыть рынок от конкурентов, а с другой - признаем, что именно конкуренция заставляет нас шевелиться и сдерживать аппетиты.

Соколов говорит о том, что стоки автомобилей, накопленные импортерами, начали давить на рынок при низком спросе. Это действительно так - склады забиты, продажи падают из-за дорогих кредитов, и дилеры вынуждены идти на уступки. Но давайте будем честными: если китайский кроссовер подешевел на 500 тысяч благодаря прямой скидке от импортера, то Лада не стала дешевле в прямом смысле этого слова.

-5

Завод просто перестал так агрессивно повышать цены, как планировал, или ввел какие-то точечные акции. Снижение цены на 5 процентов от двух миллионов - это сто тысяч рублей. Вы заметили, чтобы Веста стала дешевле на сотню тысяч просто так, без сдачи старого авто в трейд-ин и оформления кабального кредита? Я лично не заметил. Скорее наоборот, появляются новые комплектации, которые стоят еще дороже, а дешевые версии существуют только в рекламных буклетах.

Игра цифрами на фоне падающего рынка

Заявление о снижении цен выглядит особенно цинично на фоне того, что происходит с автокредитованием. Глава АвтоВАЗа сам признает, что рынок упал из-за дорогих кредитов. Когда ставка по автокредиту приближается к тридцати процентам, покупка машины становится экономическим самоубийством для семейного бюджета. В этих условиях говорить о снижении цены на 5 процентов - это как предлагать подорожник человеку с переломом ноги. Это снижение, даже если оно существует в отчетах бухгалтерии, полностью нивелируется переплатой банку уже в первые несколько месяцев выплат.

-6

Возможно, Максим Соколов имеет в виду снижение реальной стоимости автомобиля с поправкой на инфляцию? Мол, деньги обесценились на 20 процентов, а машина подорожала только на 15, значит, в реальном выражении она стала дешевле? Такая экономическая эквилибристика очень удобна для красивых отчетов перед правительством, но она абсолютно не греет душу простому работяге, у которого зарплата не выросла на эти самые 20 процентов. Для него Лада Гранта за миллион двести - это все еще недостижимая роскошь, а не доступное средство передвижения.

Что в сухом итоге

Складывается впечатление, что подобные заявления делаются не для покупателей, а для чиновников и акционеров, чтобы показать эффективность управления в сложный период. Смотрите, мы не только держим производство, но и умудряемся снижать цены в кризис! А то, что народ этого не чувствует - так это проблемы восприятия. Мы живем в эпоху, когда статистика стала важнее реальности. На бумаге цены падают, производство растет, а конкуренты повержены. В реальности же мы приходим в салон и видим ценники, от которых дергается глаз, а менеджеры с грустными лицами говорят, что дешевле уже не будет.

-7

Если АвтоВАЗ действительно хочет доказать свою лояльность к покупателю, не нужно жонглировать процентами в телеэфире. Достаточно просто вернуть в продажу доступные комплектации по рекомендованным розничным ценам и жестко пресечь накрутки дилеров. Вот тогда мы поверим в снижение цен. А пока слова Максима Соколова воспринимаются как анекдот, в котором смеяться нужно после слова «лопата», то есть после слова «снизились».

А вы заметили снижение цен на автомобили Lada в 2025 году, о котором говорит Максим Соколов? Может быть, вам удалось купить Весту дешевле, чем в прошлом году? Обязательно напишите в комментариях, очень хочется найти хоть одного человека, который живет в той же вселенной, что и глава АвтоВАЗа.