ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ ТЕОДОР КУРЕНТЗИС Самую известную траурную мессу после Реквиема Моцарта ещё в XIX веке называли «оперой в церковных одеждах». Формулировка из разряда убийственно точных: свечи, кадило — и вдруг драматургия уровня La Scala. Верди, как настоящий итальянец, даже со смертью разговаривает на языке театра. Парадокс в том, что Реквием Верди сегодня живёт в концертных залах, хотя сам композитор задумывал его именно для церкви — но не для рядового воскресенья, а для исторического момента. Верди вообще не писал «на всякий случай». Он писал либо из любви, либо из принципа, либо из траура, превращённого в манифест. Как всё началось (и почти не случилось) В 1868 году умер Джоаккино Россини — кумир, коллега и национальное достояние. Верди, человек суровый и сентиментальный одновременно, предлагает гениальную идею: двенадцать итальянских композиторов — двенадцать частей реквиема, исполнение в годовщину смерти в церкви Сан-Петронио в Болонье. Идея была прекрасна, как утренний эспрессо в