Найти в Дзене

Ветхозаветный миф в оптике Хармса — от эскиза к полноценному спектаклю

🏰 21 декабря в Открытом театральном пространстве «Арт-платформа» состоится показ спектакля «Живые?». Эта работа студентов ГИТИСа выросла из конкурсного эскиза в полноценную премьеру. В основе постановки лежит малоизвестный и ранее не имевший сценического воплощения текст Даниила Хармса «Грехопадение, или Познание добра и зла (Дидаскалия)». В абсурдистской поэтике Хармса ветхозаветный сюжет приобретает современное звучание и превращается в размышление о выборе и ответственности человека. Спектакль «Живые?» стал победителем первого театрального конкурса-лаборатории «Малая форма» — совместного проекта ГИТИСа, «Арт-платформы» и компании Афиша. Лаборатория дала студентам возможность пройти полный цикл создания спектакля: от идеи и эскиза до выпуска в прокат. В этой свободной исследовательской среде библейский миф, абсурдистская логика Хармса и современная проблематика сложились в цельную сценическую историю. Иван Швед, исполнитель роли Адама: После эскиза моя роль не изменилась кардин

Ветхозаветный миф в оптике Хармса — от эскиза к полноценному спектаклю 🏰

21 декабря в Открытом театральном пространстве «Арт-платформа» состоится показ спектакля «Живые?». Эта работа студентов ГИТИСа выросла из конкурсного эскиза в полноценную премьеру.

В основе постановки лежит малоизвестный и ранее не имевший сценического воплощения текст Даниила Хармса «Грехопадение, или Познание добра и зла (Дидаскалия)». В абсурдистской поэтике Хармса ветхозаветный сюжет приобретает современное звучание и превращается в размышление о выборе и ответственности человека.

Спектакль «Живые?» стал победителем первого театрального конкурса-лаборатории «Малая форма» — совместного проекта ГИТИСа, «Арт-платформы» и компании Афиша. Лаборатория дала студентам возможность пройти полный цикл создания спектакля: от идеи и эскиза до выпуска в прокат. В этой свободной исследовательской среде библейский миф, абсурдистская логика Хармса и современная проблематика сложились в цельную сценическую историю.

Иван Швед, исполнитель роли Адама:

После эскиза моя роль не изменилась кардинально, Адам не превратился в другого персонажа, но стал значительно глубже. Сейчас в спектакле есть чёткое развитие, а вместе с этим у героев, включая Адама, появились более точная мотивация и внутренняя логика.

Адам — взрослый мужчина, появившийся на свет уже сформировавшимся физически, но абсолютно не понимающим, как устроен мир. Он как ребёнок во взрослом теле. У него есть мужское начало, импульсы, энергия, но нет самого главного — опыта. Он не знает, что такое добро и зло, потому что у него не было пути взросления, ошибок и их последствий. Он способен сделать выбор, но не осознаёт его веса и ответственности за результат. Всё, что происходит вокруг, он воспринимает как игру.

Работа с Хармсом оказалась сложной именно из-за его поэтики. Его тексты невозможно играть в привычной бытовой логике, она разрушает смысл. Чтобы абсурд Хармса начал звучать, ему необходим неожиданный, неординарный сценический ход. Только тогда текст перестаёт быть набором странностей и начинает работать как точная и жёсткая система.