Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

К завершению постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого»

10 декабря 2025 года, в рамках Дней Эрмитажа, при поддержке ПАО «Газпром» завершилось формирование постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого».

В новом зале (№ 166) представили произведения прикладного искусства середины XVIII столетия: богатейшие коллекции стекла и серебра «аннинского» и «елизаветинского» времени, а также знаменитый «виноградовский» фарфор. Теперь для посетителей открыты все 11 залов постоянной экспозиции (№№156—166), рассказывающей о личности первого российского императора и о продолжательницах его дел Анне Иоанновне и Елизавете Петровне.

-2

В статье рассказываем об основных этапах создания экспозиции, а также о наиболее интересных предметах, представленных в её залах.

Открытие Галереи Петра Великого состоялось в 2022 году и было приурочено сразу к нескольким памятным датам: 350-летию Петра Великого, 300-летию провозглашения России Империей и 300-летию Ништадтского мирного договора, ознаменовавшего конец Северной войны и возвращение земель, ранее утраченных в ходе русско-шведских войн.

Зал № 156
Зал № 156

Экспонаты первых трёх залов (№№156—158) посвящены личности самого Петра I, истории, культуре и искусству России времени петровских преобразований. Здесь можно увидеть живописные произведения русских художников петровского времени и иностранных мастеров, работавших в России, уникальный восковой бюст, документально точно фиксирующий облик Петра Первого. Особого внимания заслуживают предметы, сделанные самим императором, его костюмы, трости, печать и другие личные вещи. В центральной витрине экспонируется уникальное паникадило, собственноручно вырезанное из слоновой кости Петром Великим при участии мастеров его токарни.

-5

Залы второй очереди экспозиции (№№159—160) продолжили рассказ о личности монарха и его эпохе. Здесь представлены предметы мебели, быта и элементы оформления интерьера, характерные для петровского времени. А также уникальные станки из петровской «Токарни», на которых работал сам император и выполненные им изделия из дерева, кости и других материалов.

-6

Экспонаты залов третьей очереди (№№161—163) рассказывают о развитии петровских преобразований в искусстве и культуре России в период царствования императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (1730–1761).

-7

Здесь можно увидеть произведения изобразительного и прикладного искусства эпох барокко и рококо: предметы из резной кости, металла, дерева и других материалов, а также изделия из фарфора, созданные на Порцелиновой мануфактуре (Императорский фарфоровый завод) в Санкт-Петербурге. В зале, посвящённом Михаилу Васильевичу Ломоносову, расположены мозаики и стеклярусные панно. Центральное место занимает мозаичный портрет Петра Великого, собственноручно исполненный Ломоносовым в 1754 году. Живопись представлена полотнами русских художников 1730–1760-х годов, а также иностранных мастеров, работавших в это время в России. В центре экспозиции — парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны, написанный в 1740-е годы придворным живописцем Г. К. Гроотом.

-8

Следующие залы (№№163—165) продолжают рассказ о развитии искусства и культуры России в период царствования императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, последовательниц преобразований Петра Первого. Здесь представлены живописные полотна известных западноевропейских и российских мастеров второй четверти XVIII века; работы, созданные мастерами, не получившими академического образования, а также художниками-любителями; а также произведения «усадебной» культуры (вышивки, стеклярусное панно, «наивные» портреты), выполненные крепостными умельцами, а также самим владельцами дворцов и усадеб. Ещё один популярный тип предметов, находящийся в экспозиции – живописные «обманки» – художественные произведения, чаще всего предназначавшиеся для розыгрыша гостей. Зал №165 отведён произведениям, в которых нашло отражение увлечение мотивами различных экзотических стран: изделия из дерева и фарфора с изображением турок, китайцев, африканцев; предметы мебели, зеркала, кабинетцы и шкатулки, создатели которых использовали мотивы китайского искусства («шинуазри»).

Открытие в 2025 году нового зала (№166) стало торжественным аккордом, завершающем экспозицию, которая показывает, каких высот достигли российские мастера, развивая традиции, заложенные в царствование Петра Великого и предваряющие «Золотой век» русского искусства при Екатерине Великой.

Экспозицию нового зала открывает витрина с предметами из первого русского фарфора, основоположником которого является Д. И. Виноградов. Сохранившаяся до наших дней, украшенная рельефной лозой винограда чаша с клеймом самого мастера – одна из жемчужин эрмитажной коллекции раннего фарфора.

-11

В витрине напротив – обильно декорированные гравировкой и позолотой тончайшие изделия русских стеклоделов. Особое место занимает популярная при императорском дворе продукция, изготовленная из олова и меди на основанных Петром I уральских заводах.

Свидетельством великолепия и роскоши императорского двора середины XVIII века служит эрмитажная коллекция серебра – роскошные серебряные изделия, выполненные в барочном стиле и служившие украшением парадных обедов.

Куратор экспозиции – Наталья Юрьевна Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа (заведующий Отделом – Вячеслав Анатольевич Фёдоров).

Генеральный спонсор постоянной экспозиции – ПАО «Газпром».

Залы постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс.