Найти в Дзене
Alena Leyner

«Испанская коллекция» в ГМИИ им

А.С. Пушкина — экскурсия с хранителем Светланой Загорской Если бы испанская живопись умела говорить, она бы говорила шёпотом инквизиции и криком страсти. А если бы умела водить экскурсии — то только так, как это делает Светлана Загорская: без лишнего пафоса, но с хирургической точностью. Это не «прогулка вдоль картин», а почти исповедь — камерная, умная и редкая, как честный взгляд Эль Греко. Формат «хранитель — зритель» работает примерно как хороший коньяк: медленно, глубоко и с долгим послевкусием. — Эль Греко — человек, который начал с Византии, заехал в Италию и в Испании окончательно сошёл с ума. К счастью, гениально. — Хосе де Рибера — телесность, мученики и драматизм, от которого хочется перекреститься, даже если вы атеист. — Франсиско де Сурбаран — аскетизм как высшая форма роскоши. Минимализм XVII века, когда слово «лакшери» ещё не испортили маркетологи. — Контекст эпохи: религия, двор, ордена — всё то, что формировало искусство, где красота всегда ходит под руку с болью. — Ка

«Испанская коллекция» в ГМИИ им. А.С. Пушкина — экскурсия с хранителем Светланой Загорской

Если бы испанская живопись умела говорить, она бы говорила шёпотом инквизиции и криком страсти. А если бы умела водить экскурсии — то только так, как это делает Светлана Загорская: без лишнего пафоса, но с хирургической точностью.

Это не «прогулка вдоль картин», а почти исповедь — камерная, умная и редкая, как честный взгляд Эль Греко. Формат «хранитель — зритель» работает примерно как хороший коньяк: медленно, глубоко и с долгим послевкусием.

— Эль Греко — человек, который начал с Византии, заехал в Италию и в Испании окончательно сошёл с ума. К счастью, гениально.

— Хосе де Рибера — телесность, мученики и драматизм, от которого хочется перекреститься, даже если вы атеист.

— Франсиско де Сурбаран — аскетизм как высшая форма роскоши. Минимализм XVII века, когда слово «лакшери» ещё не испортили маркетологи.

— Контекст эпохи: религия, двор, ордена — всё то, что формировало искусство, где красота всегда ходит под руку с болью.

— Как собиралась испанская коллекция ГМИИ — история музейных страстей, атрибуционных интриг и реставрационных откровений.

Почему стоит идти

— потому что хранитель знает больше, чем написано на табличке, и иногда больше, чем принято рассказывать;

— потому что это глубина, а не «галоп по эпохам»;

— потому что это идеальный маршрут для тех, кто предпочитает понимать, а не просто смотреть.

Как говорил Ортега-и-Гассет, «человек — это он сам и обстоятельства». Испанская живопись Золотого века — ровно об этом. А хорошая экскурсия — редкое обстоятельство, которое делает нас чуть умнее и заметно элегантнее.

Адрес — чтобы вы не блуждали, как Дон Кихот без Санчо Пансы:

📍 ГМИИ им. А.С. Пушкина

Москва, ул. Волхонка, 12

(классика жанра: напротив Храма Христа Спасителя, где искусство, вера и архитектурные амбиции давно ведут светские беседы).

Ссылка на экскурсию — без квестов и тайных знаков инквизиции:

🎟 Официальная страница экскурсий ГМИИ

https://pushkinmuseum.art/events/

Дальше всё по-взрослому:

— выбираете раздел «Экскурсии»,

— ищете «Испанскую коллекцию»,

— радуетесь, что попали не на «обзор для всех», а на редкий формат «говорит хранитель».

Как говорил Гойя, «фантазия, лишённая разума, рождает чудовищ».

К счастью, в ГМИИ всё наоборот: разум, вкус и Светлана Загорская — в одном маршруте

-2
-3
-4