Найти в Дзене
Призрак Экономики

Пришло время спасать РЖД

«Наш паровоз вперед лети,

в коммуне остановка.

Другого нет у нас пути,

в руках у нас винтовка»

Пришла пора спасать РЖД - на это требуются безумные 1,3 трлн р.

До 2024 года РЖД спокойно переживало нынешние беспокойные времена просто набирая банковские кредиты. Долг РЖД вырос до 3,5 трлн р. из которых 1,6 трлн р. - краткосрочные, под высокие проценты. В 2025 рост заимствований прекратился и вылезла на свет неприятная правда: учитывая сегодняшний уровень ставок РЖД стоит перед угрозой финансовой катастрофы. Платить по долгам нечем.

Формально ОАО РЖД (100% акций в собственности государства) ведет дела с прибылью. За 9 мес. 2025 года она составила 25 млрд р. Но, увы. Прибыль упала за год в 4 раза. И финансируется фактически субсидиями государства, размер которых за 9 мес. достиг 144 млрд р., увеличившись почти вдвое с прошлого года. В общем вся эта прибыль — фикция.

В ноябре, по информации «Ъ», в правительстве обсуждались меры поддержи ОАО РЖД в совокупности на 1,3 трлн руб. Но согласия в источниках помощи нет.

1.В первую очередь РЖД предлагается продать башню и вагоны.

Башня — это 350 тыс.кв.м. в Moscow Towers в «Москва-Сити», купленные ранее за 170 млрд р. и еще столько же нужно на достройку. Вагоны — это Федеральная грузовая компания, ФГК. В 2023 году уже была продана Первая грузовая компания, ПГК, за 220 млрд р. ФГК поменьше и обременена некоммерческими обязательствами со стороны государства.

Покупателей на эти активы нет. А если найдутся, потребуются значительные дисконты, а в случае башни — и фиксация больших убытков.

2. Во вторую очередь «под нож» пойдет инвестпрограмма РЖД. В 2025 она была утрверждена в размере 891 млрд р. На 2026-й ее могут урезать до 590-713 млрд р. Понятно, как это скажется на объемах инвестиций в стране и экономическом «росте» (которого и так давно уже нет).

3. В третью очередь — реструктуризация кредитов банков (это в основном госбанки — ВТБ, Сбер). Но те готовы идти на такую операцию только, если ЦБ не потребует создания резервов на все сумму реструктуризации, иначе банки распрощаются со своей прибылью.

4. Увеличивать субсидии или что-то платить из сильно «похудевшего» ФНБ министр финансов Силуанов категорически не хочет. Денег в бюджете нет. «Все ушли на фронт», «В руках у нас винтовка»...

Как именно будут спасать в итоге РЖД непонятно. Но суть-то в том, что даже такая «системная» организация, как РЖД, не в состоянии при современной конъюнктуре нормально продолжать свою деятельность. Все резервы государства исчерпываются, запас прочности подходит к концу. Все больше свидетельств, что экономика так дальше жить не может, что разруха уже просматривается.

***

Канал «Призрак экономики» - самый нескрепный экономический канал в Телеграме.