Найти в Дзене
Мир Православия

ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Это Евангелие (Лк. 14:16–24) — одно из самых глубоких и символичных. Святые отцы (особенно Григорий Двоеслов, Феофилакт Болгарский и Кирилл Александрийский) дают разбор каждой детали этой притчи. 1. Что такое «Большой Ужин»? (ст. 16) Святитель Григорий Двоеслов: Почему сказано «ужин» (вечеря), а не «обед»? Потому что обед бывает днем, а ужин — в конце дня. «Большой ужин» — это последние времена. Бог готовил спасение веками, и вот, в «вечер» истории мира, пришел Христос и зовет всех к Трапезе (в Церковь и к Причастию). Блаженный Феофилакт: Человек, устроивший ужин — это Бог Отец. «Раб», посланный звать — это Сын Божий, Иисус Христос, Который принял «зрак раба» и стал Человеком, чтобы лично пригласить нас. 2. Разбор «уважительных» причин (ст. 18–20) Святые отцы единогласно говорят: беда этих людей не в том, что они злодеи, а в том, что они привязались к земному. А. «Я купил землю» (Гордость и властолюбие) Святитель Григорий Двоеслов: Земля — это символ земной власти и гордости. Тот,

ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.

Это Евангелие (Лк. 14:16–24) — одно из самых глубоких и символичных. Святые отцы (особенно Григорий Двоеслов, Феофилакт Болгарский и Кирилл Александрийский) дают разбор каждой детали этой притчи.

1. Что такое «Большой Ужин»? (ст. 16)

Святитель Григорий Двоеслов: Почему сказано «ужин» (вечеря), а не «обед»? Потому что обед бывает днем, а ужин — в конце дня. «Большой ужин» — это последние времена. Бог готовил спасение веками, и вот, в «вечер» истории мира, пришел Христос и зовет всех к Трапезе (в Церковь и к Причастию).

Блаженный Феофилакт: Человек, устроивший ужин — это Бог Отец. «Раб», посланный звать — это Сын Божий, Иисус Христос, Который принял «зрак раба» и стал Человеком, чтобы лично пригласить нас.

2. Разбор «уважительных» причин (ст. 18–20)

Святые отцы единогласно говорят: беда этих людей не в том, что они злодеи, а в том, что они привязались к земному.

А. «Я купил землю» (Гордость и властолюбие)

Святитель Григорий Двоеслов: Земля — это символ земной власти и гордости. Тот, кто «купил землю», думает, что он твердо стоит на ногах, он хозяин. Дух гордыни мешает человеку прийти к Богу, потому что гордый не умеет смиряться и просить (как нищий).

Кирилл Александрийский: Это люди, поглощенные стяжательством. Они ищут земных богатств, забывая, что вся земля сгорит, а душа вечна.

Б. «Купил пять пар волов» (Пять чувств и любопытство)

Святитель Григорий Двоеслов: Почему именно пять пар? Это аллегория пяти чувств человека (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Волы пашут землю, то есть пригибаются к земле. Это люди, которые живут чувственными удовольствиями и любопытством. Они хотят «испытать» этот мир: всё попробовать, всё увидеть, вкусно поесть. Их ум занят внешними впечатлениями, и у них нет времени уйти внутрь себя, к Богу. Для проповеди: Это портрет современного потребителя контента и развлечений.

В. «Я женился» (Плотские удовольствия)

Блаженный Феофилакт: Брак сам по себе свят. Но здесь речь идет о человеке, который погрузился в плотские удовольствия. Тот, кто говорит «не могу прийти», показывает, что страсть связала его волю. Первые два хотя бы извинялись («прошу тебя»), а этот категоричен: «Не могу». Плотская привязанность делает душу самой глухой к духовному зову.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): Это образ тех, кто променял любовь к Богу на привязанность к земным родственникам и семейному комфорту. Семья стала идолом.

3. Кто такие «Нищие, увечные, слепые и хромые»? (ст. 21)

Святитель Кирилл Александрийский: Изначально званые — это иудейские старейшины и фарисеи (духовная элита), которые отвергли Христа. «Нищие и увечные» — это простые грешники, мытари и язычники. Почему Бог зовет именно их? Потому что у них нет «земли» (гордости), нет «волов» (богатства). Они знают, что они больны и пусты. Нищий духом быстрее откликается на зов Бога, чем «благополучный» и занятой человек.

4. «Убеди прийти» (ст. 23)

Иоанн Златоуст: Слово «убеди» (или в слав. «понудь») не означает насилие. Это означает, что Бог проявляет настойчивую любовь. Сила Его Благодати так велика, что она «влечет» человека. Бог видит, что мы стесняемся или боимся (как нищий боится зайти во дворец), и Он настойчиво зовет нас, чтобы победить наш страх.

5. Страшный финал: «Никто не вкусит» (ст. 24)

Блаженный Феофилакт: Это приговор. Бог не бесконечно ждет. Есть момент, когда Дверь закрывается. Те, кто пренебрег приглашением ради суеты («много званых»), сами лишили себя Вечности. Они останутся со своими волами и землей, но потеряют Небо. Это не Бог жесток, это они сами сделали свой выбор в пользу тленного.

Святые отцы предупреждают: Самый опасный враг спасения — это не «зло», а «суета». Люди в притче погибли не потому, что убивали или крали. А потому, что у них не нашлось времени на Бога из-за работы (волы), имущества (земля) и семьи (жена). В преддверии Нового года это звучит как набат: Не дай «срочным делам» закрыть от тебя «Главный Ужин».