Святой пророк Даниил, один из величайших праведников Ветхого Завета (память 30 декабря), явил миру образец непоколебимой верности Богу в окружении языческих владык. Его жизнь - свидетельство того, как благодать Господня хранит избранника даже посреди испытаний и искушений.
Даниил происходил из знатного иудейского рода, возможно, царского колена, и появился на свет в Южном Израильском царстве. Когда Иерусалим пал под натиском вавилонских войск, юный Даниил в числе прочих пленников был уведен в Вавилон - в город, ставший для него и местом испытания, и поприщем пророческого служения.
Царь Навуходоносор, замыслив воспитать из знатных пленников преданную придворную элиту, отобрал наиболее способных юношей для обучения халдейской мудрости. Даниилу и трём его сподвижникам — Анании (Седраху), Мисаилу (Мисаху) и Азарии (Авденаго) — предстояло постичь премудрости языческого царства. Однако отроки твёрдо хранили веру отеческую: отказавшись от пищи с царского стола, дабы не оскверниться, они питались лишь овощами и водой, испрашивая благословения у Господа. И по милости Божией не только не ослабли телесно, но обрели крепость духа и премудрость, превосходящую познания халдейских мудрецов. Когда же через три года царь испытал их, то узрел, что «во всём, о чём ни спрашивал царь, находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всём царстве его» (Дан. 1:20).
Пророческое дарование Даниила впервые явилось во всей полноте, когда Навуходоносор увидел таинственный сон, содержание которого забыл по пробуждении. Вавилонские мудрецы не смогли ни вспомнить, ни истолковать видение, но Даниил, по откровению от Господа, не только воспроизвёл сон, но и раскрыл его сокровенный смысл. Он поведал царю о колоссальном истукане из четырёх металлов, разрушенном камнем, отторгнутым от горы без содействия человеческих рук. В этом видении пророк узрел пророчество о смене мировых царств и о грядущем установлении Царства Божия, «которое вовеки не разрушится» (Дан. 2:44). За сие истолкование Навуходоносор возвел Даниила в сан начальника Вавилона.
Не менее знаменательно и другое откровение, дарованное пророку. Архангел Гавриил открыл Даниилу сроки пришествия Мессии, изложив пророчество о «семидесяти седминах» (Дан. 9:24-27). Это пророчество, сохранившееся в памяти мудрецов Востока, указало волхвам путь к Богомладенцу, когда настало предречённое время.
В дни царствования Валтасара совершилось новое чудо: во время пиршества на стене чертога явились таинственные письмена — «Мене, Текел, Перес» (Дан. 5:25). Даниил, призванный истолковать знамение, возвестил царю суд Божий: царство его измерено, взвешено и разделено между мидянами и персами. И в ту же ночь сбылось пророчество — Валтасар был низложен, а Вавилон пал.
Когда же Вавилон покорился власти персов, Даниил, сохраняя верность единому Богу, достиг высокого положения при дворе царя Дария. Но завистливые сановники, зная о его благочестии, уговорили царя издать указ, запрещавший в течение месяца молиться кому либо, кроме самого Дария. Даниил же, невзирая на угрозу, продолжал возносить молитвы к Господу, скорбя о народе своём, наказанном за отступление от заповедей. По доносу недругов пророк был ввержен в ров со львами, но Господь послал Ангела Своего, и звери не причинили ему вреда. Царь Дарий, узрев чудо, повелел поднять Даниила из рва и предать казни его обвинителей, а о пророке издал указ, дабы все народы трепетали пред Богом его, «потому что Он есть Бог живой и присносущий» (Дан. 6:26).
Не менее дивно было и спасение трех отроков - Анании, Мисаила и Азарии, - которые отказались поклониться золотому истукану, воздвигнутому Навуходоносором. Брошенные в пылающую печь, они не сгорели, ибо Ангел Господень снизошёл к ним и охладил пламя. Царь, узрев их невредимыми посреди огня, прославил Бога и поставил отроков начальниками над иудеями в Вавилоне.
Плодом многолетнего служения пророка стала Книга пророка Даниила, написанная в IV веке до н.э. В первых шести главах он излагает историю своей жизни и подвигов друзей в Вавилоне, а в последующих - видения о судьбах народов и конце времён. Главное содержание книги - утверждение владычества Бога над историей и пророчество о пришествии Спасителя и Царства Божия, которое пребудет вовеки.
По преданию, святой Даниил дожил до ста лет и почил в городе Сузы. Место его погребения почитается в нескольких градах — Сузах, Киркуке, Самарканде, — и доныне служит предметом благоговейного поклонения.
Пророка Даниила чтут три мировые религии: христиане — как святого, беседовавшего с Богом через Ангелов; иудеи — как Даниэля; мусульмане — как Ходжу Данияра. Его жизнь остаётся для всех верных непреложным свидетельством того, что преданность Богу и мудрость, дарованная свыше, способны преобразить судьбы народов и явить славу Господню среди язычников.
Чем прославился пророк Даниил
Толкованием снов и видений. Даниил прославился при дворе Навуходоносора после того, как истолковал его сон об истукане из четырёх металлов (Дан. 2). Это пророчество символизировало смену мировых царств и установление вечного Царства Божия.
Истолкованием надписи на стене во время Валтасарова пира. Слова «мене, текел, упарсин» Даниил объяснил как предвестие падения Вавилонского царства и передачи власти мидянам и персам.
Пророчеством о Мессии. Пророчество о «семидесяти седминах» в христианской традиции рассматривается как указание на пришествие Иисуса Христа.
Мудростью и благочестием. Даниил и его друзья (Анания, Мисаил, Азария) отказались от пищи с царского стола, чтобы не оскверниться, и питались овощами и водой. За это Бог даровал им мудрость, а Даниилу — дар прозорливости.
Чудесным спасением из львиного рва. По навету врагов Даниил был брошен в ров со львами, но ангел Господень сохранил его невредимым (Дан. 6).
Книга пророка Даниила также известна апокалиптическими видениями, в которых раскрываются судьбы народов и конец времён. В христианстве она рассматривается как пророческая, а образ «Сына Человеческого» из Дан. 7:13 повлиял на новозаветное богословие.
Таким образом, хотя основные сюжетные линии в исходном тексте переданы верно, некоторые детали требуют уточнения с учётом научных дискуссий и разночтений в религиозных традициях.